ЛЕВ МАРСИКАН (ОСТИЙСКИЙ) «ХРОНИКА МОНТЕКАССИНСКОГО МОНАСТЫРЯ»

ЛЕВ МАРСИКАН (ОСТИЙСКИЙ)
«ХРОНИКА МОНТЕКАССИНСКОГО МОНАСТЫРЯ»

  Лев Марсикан (по своему происхождению из местности Марсико на юге Италии), с 1060/3 г. — монах в Монтекассино во времена расцвета монастыря при аббате Дезидерии, в конце XI в. — на службе у папы Урбана II, с 1102/7 г. — епископ-кардинал Остии и Веллетри близ Рима; умер в 1115 г. Лев был довольно плодовитым писателем, автором (реальным или предполагаемым) агиографических (например, «Итальянской легенды» об обретении в Херсонесе мощей св. Климента Римского; см. № 17, примеч. 13), гомилетических и исторических («Истории крестового похода») сочинений, ряд из которых утрачен, но главнейшим его трудом явилась «История Монтекассинского монастыря», включающая ценные сведения по истории Западной империи и папства в целом. Во второй трети XII в. она была продолжена Петром Диаконом.

  Издания: Leon. Mars. 1846. P. 574-884; Leon. Mars. 1980 (нам недоступно).

  Литература: Hoffmann 1973. S. 109-162; Fagnoni 1980. P. 53-129; RFHMAe 7. P. 177-179.

ЛЕВ МАРСИКАН (ОСТИЙСКИЙ) «ХРОНИКА МОНТЕКАССИНСКОГО МОНАСТЫРЯ»

(начало XII в.)

  1.

  [II, 17. Мученическая кончина епископа Адальберта1 коронация императора Оттона III2 и казнь Кресценция3, восставшего против императора.]

  II, 18. В то же время муж Божий Ромуальд4 вместе с кровным родственником императора блаженным Бонифацием5, который несколько спустя делался мучеником Христовым на Руси (Russia)6, и со многими другими немцами (Teutonici) из войска названного императора, прибыл в сей монастырь блаженного Бенедикта7 для молитвы. Здесь он тяжело заболел, но по милосердию Божию быстро поправился [и] вернулся восвояси.

(Leo Mars. 1846. P. 640-641)

  2.

  II, 37. [История прибытия отряда норманнов из Нормандии в Капую8, где у герцога Пандулъфа9 пребывал Мел.] Этот Мел (Melus) — вернусь несколько назад — был первым и славнейшим из граждан Бари, да и всей Апулии, мужем чрезвычайно решительным и рассудительным. Когда апулийцы не могли [более] выносить заносчивости и высокомерия греков (Greci), которые незадолго до того, а именно во времена первого Оттона10, пригласив к себе на подмогу данов (Dani)11, русь (Russi)12 и гваланов (Gualani)13, присвоили себе Апулию и Калабрию14, то они в конце концов подняли восстание [во главе] с названным Мелом и с неким Даттоном (Datto), столь же высокознатным, родичем этого Мела15. [Потерпев поражение, Мел связывается с прибывшими в Капую норманнами16, одерживает с ними ряд побед, но, в конце концов разбитый византийцами17бежит в Германию к императору Генриху18 в надежде на его поддержку против греков.]

(Leo Mars. 1846. Р 652)

Аугсбургские анналы Лев Марсикан (Остийский). Хроника Монтекассинского монастыря Галл Аноним. Хроника и деяния польских князей


КОММЕНТАРИИ

1 Св. Адальберта Пражского, пострадавшего в 997 г. См. № 22, примеч. 44.

2 Оттон III был коронован папой Григорием V 21 мая 996 г.

3 Предводитель оппозиционной Оттону III римской знати, казнен в апреле 998 г.

4 Ромуальд из Камальдоли, идеолог пустынножительства, наставник Бруно-Бонифация.

5 Бонифаций — монашеское имя св. Бруно Кверфуртского, под которым последний был преимущественно известен в итальянской традиции. О его кровном родстве с Саксонской династией ничего не известно. Бруно-Бонифация, как приближенного Оттона III, нередко путали с его современниками-тезками, которые действительно были родственниками Отгонов: с аугсбургским епископом Бруно (троюродным братом Оттона III) или другим Бруно — сыном каринтийского герцога Оттона и правнуком императора Оттона I по женской линии, который также был участником римского похода Оттона III и стал римским папой под именем Григория V.

6 На самом деле в Пруссии, но привязка мученичества св. Бруно-Бонифация к Руси возникла в силу ряда обстоятельств достаточно рано (см. № 13, примеч. 15№ 14, примеч. 4).

7 Основателем Монтекассинского монастыря был св. Бенедикт Нурсийский, почитающийся Западной церковью как один из основоположников монашества.

8 См. № 13/1 и примеч. 4.

9 Пандульфа II, герцога Беневента и Капуи.

10 Германского императора Оттона I.

11 О неоднозначности этнонима "даны" см. № 11, примеч. 123. Если речь все-таки идет о данах в собственном смысле, то вряд ли приходится сомневаться, что их отряды времен Харальда Синезубого попадали на византийскую службу через Русь.

12 О русском корпусе на византийской службе см. № 13, примеч. 8. Хронист не указывает точных дат, но ясно, что речь идет о событиях 970-х гг., т.е. об отрядах руси в византийской армии при киевских князьях Святославе Игоревиче и/или Ярополке Святославиче. При работе над "Хроникой" Лев активно использовал "Историю норманнов" своего старшего современника, также монтекассинского монаха Амата. На труде Амата основано и повествование о Меле (Amat. I, 17-20), но цитируемых сведений о руси в византийском войске на юге Италии времен Никифора II Фоки или Иоанна I Цимисхия в единственно сохранившейся версии "Истории" — старофранцузском переводе — нет.

13 Кто такие "гваланы", не вполне понятно. В "Барийских анналах" в аналогичной роли упомянуты Guandali — вероятно, какие-то западные славяне. В данном случае скорее всего имеются в виду аланы, отряды которых известны в византийских войсках вплоть до эпохи Комнинов.

14 Не очень ясно, что имеет в виду хронист: ни Оттону I во время его третьего итальянского похода (966-972 гг.), ни тем более Оттону II в 982 г. не удалось ликвидировать византийской власти на юге Италии. Тем не менее, эти походы, равно как и постоянные набеги арабов, вызвали со стороны Константинополя меры по укреплению своей администрации в Апулии и Калабрии: именно в то время здесь был учрежден византийский катепанат, а в Таренте (современном Таранто) создана греческая митрополия. Возможно, такое усиление византийской власти Лев и предпочитает именовать "присвоением" Апулии "греками".

15 Краткую справку о восстании под предводительством Мела см. в № 13, примеч. 9.

16 Повествование возвращается к тому, с чего начинается глава.

17 При Каннах, в октябре 1018 г.

18 Германскому императору Генриху II.

ЛЕВ МАРСИКАН (ОСТИЙСКИЙ)
«ХРОНИКА МОНТЕКАССИНСКОГО МОНАСТЫРЯ»