Правление Феодора Иоанновича

После смерти царя Иоанна Васильевича Грозного при двадцатисемилетнем наследнике был создан своеобразный регентский совет — Верховная Дума. В нее входили родной дядя Феодора по матери Никита Романович Захарьин-Юрьев, князь Иоанн Федорович Мстиславский, князь Иоанн Петрович Шуйский, боярин Богдан Яковлевич Вельский и Борис Федорович Годунов, на сестре которого, Ирине, был женат царевич.

Единомыслия в соправителях не было. Богдан Вельский желал возвести на престол сына Грозного и Марии Нагой малолетнего Димитрия. Никита Захарьин и Борис Годунов держали сторону Феодора Иоанновича. Сразу же после смерти Иоанна IV они сделали все, чтобы Марию Нагую, царевича и всех их родственников отправили в Углич, который Грозный даровал младшему сыну в удел. Затем сторонники Феодора избавились и от Вельского: после того как в Москве начались народные волнения, он принял воеводство в Нижнем Новгороде.

Начало правления

31 мая 1584 года Феодор Иоаннович венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
Ни внешне, ни по своим способностям царь Феодор не подходил к роли самодержца всея Руси. Был он небольшого роста, имел одутловатое лицо и нетвердую походку, отличался болезненностью и слабостью — физической и умственной. С его лица никогда не сходила блаженная улыбка, за которую он и получил свое прозвище.

Во время церемонии венчания, устав от тяжести царских регалий, он дал подержать Мономахову шапку князю Мстиславскому, а золотую державу — Борису Годунову.

Большую часть времени Феодор проводил в церковных службах или в еженедельных поездках по монастырям. На досуге слушал сказки, забавлялся с шутами и карлицами, но не прочь был полюбоваться и кулачными боями или травлей людей медведями. «Он прост, слабоумен, но очень ласков, тих, милостив и чрезвычайно набожен», — отзывался о царе современник.

Царствовать Феодор не мог. Точнее, он царствовал, но не правил. Он присутствовал на приемах иностранных послов или на заседаниях Боярской думы. Однако во время долгих «сидений» его более занимал блеск драгоценных камней на скипетре, нежели сложные вопросы. В делах государства он доверял мнению горячо любимой и любящей жены Ирины. А та, в свою очередь, во всем полагалась на советы родного брата — Бориса Федоровича Годунова.

В день коронации Феодора на царского шурина пролился дождь государевых милостей. Годунов получил высокий чин конюшего, звание ближнего боярина и наместника Казанского и Астраханского царств, земли по рекам Москве и Ваге и доходы с казенных сборов. Роль Годунова в Боярской думе возросла, а когда в 1585 году скончался Никита Романович Захарьин-Юрьев, поручив Борису заботу о своих детях, Годунов сразу возглавил влиятельную придворную партию.

Стоявшие в оппозиции к шурину царя бояре Шуйские, Воротынские, Головины, Колычевы стремились удалить Бориса от дворцовых дел. Они даже попытались развести Феодора с Ириной Годуновой, ставя ей в вину, что она бесплодна. Царь Феодор Иоаннович, любивший жену, осерчал, и интриганы оказались кто в монастырях, а кто и в ссылке. Пострадал даже сторонник Шуйских — митрополит Дионисий, а его место занял близкий Годунову ростовский архиепископ Иов. В результате Борис Феодорович Годунов достиг такой власти, какой ранее не имел ни один подданный русского государя. Все, что делалось от имени царя, делалось по воле Годунова.

Внешняя политика

Внешние связи Московского царства после «лихой опричнины» отличались крайним миролюбием. Стране следовало отдохнуть после бурного царствования Иоанна Грозного.

Официальными постановлениями Боярской думы сноситься с иностранными государствами от имени Руси должен был именно Годунов. Он был умен, образован и сумел расположить к себе многих правителей. В те годы у Руси складывались неплохие отношения с Англией. В 1587 году английским купцам, пользовавшимся особым расположением Годунова, разрешено было беспошлинно торговать по всей Русской земле. С Речью Посполитой (государством, окончательно объединившим Польшу и Литву в 1569 году) путем продления прежних договоров поддерживался худой, но все же мир, который, как известно, лучше доброй ссоры.

В 1586 году умер давний недруг Московского государства Стефан Баторий, и была сделана попытка избрания Феодора Иоанновича польско-литовским королем. Затея не удалась лишь потому, что в царской казне не нашлось двухсот тысяч рублей для оплаты такого избрания.

Борис Годунов не был труслив. Когда в 1590 году Москва объявила войну Швеции, в поход с Феодором Иоанновичем выступили и ближайший царский наперсник, и боярин Феодор Никитич Романов. Кампания закончилась успешно, и Русь по Тявзинскому миру вернула себе потерянные при Грозном Ивангород, Ям, Копорье, Корелу, оставив в руках шведов только Нарву.

С Турцией Москва находилась в состоянии вражды, но до открытых столкновений дело не доходило. Царь Феодор и Боярская дума поддерживали в Крыму враждебную туркам партию, ссужали деньгами воюющую с Турцией Священную Римскую империю, настраивали персидского шаха против турецкого султана. В 1586 году православный кахетинский царь Александр, испытывавший одновременное давление и со стороны турок, и со стороны персов, попросил покровительства у Москвы. Открыто защитить Александра вооруженной рукой Москва не решилась, но выслала в Кахетию священников, огнестрельные припасы и восстановила построенную при Иоанне Грозном крепость на Тереке.

Много внимания уделяло правительство царя Феодора Иоанновича окраинам государства. В землях бывшего Казанского царства время от времени волновались черемисы. Для предупреждения подобных восстаний в будущем к востоку от Волги были построены города-крепости Цивильск, Царевококшайск, Уржум и другие. А на Нижней Волге, которая страдала от набегов ногаев, были возведены Самара, Саратов, Царицын. В Астрахани в 1589 году также появилась каменная крепость. Южная граница Руси, часто подвергавшаяся опустошительным нашествиям крымских татар, укрепилась городами Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, Оскол и другими.

Эти поселения выполняли двоякую функцию. Они защищали государство и служили опорными пунктами колонизационного движения в причерноморские степи. Одновременно путем, проложенным Ермаком, русские все дальше проникали в Сибирь. Продвижение в суровый край было отмечено постройкой Тюмени, Тобольска, Пелыма, Березова, Сургута и других городов.

Еще с начала 80-х годов XIV века но инициативе царя Федора Иоанновича велись переговоры с константинопольской церковью об учреждении на Руси патриаршества. В 1588 году царьградский патриарх Иеремия II приехал в Москву. Общался с ним главным образом Борис Годунов. Глава греческой церкви дал согласие на «поставление» русского первосвятителя. Собор архипастырей в 1589 году наметил на этот пост три кандидатуры: митрополита Иова, новгородского архиепископа Александра и архиепископа ростовского Варлаама. Царь пожелал видеть патриархом Иова, которого двумя годами раньше «понудил на великую митрополию». Одновременно четыре архиепископии — Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая — были возведены в достоинство митрополий.

Трагедия в Угличе

Тем временем в Угличе подрастал сводный брат Феодора Димитрий, который мог, в случае смерти бездетного царя, претендовать на московский престол. Маленький сын Иоанна Грозного жил в почетном изгнании, но, окажись он у власти, правлению Годунова неминуемо пришел бы конец.

15 мая 1591 года в Угличе произошла трагедия: девятилетнего царевича нашли возле дворца с перерезанным горлом. Сбежавшийся на колокольный звон народ растерзал доверенных лиц Годунова — дьяка Битяговского с сыном и их родственника Качалова, которые жили при дворе Марии Нагой. Борис прислал их в Углич для надзора за земскими делами и домашним обиходом Нагих. Но они не смогли ужиться со вдовствующей царицей, чинили ей обиды, и она указала на них как на убийц сына.

Расследование, проведенное боярином Василием Шуйским, пришло к выводу, что царевич в припадке падучей болезни сам наткнулся на нож. Эту версию объявили всенародно, но народ был убежден, что Димитрия убили по тайному приказу Бориса Годунова.

Внутренняя политика

Несколько дней спустя после смерти царевича в Москве случился пожар, уничтоживший значительную часть Белого города. Царь Феодор тогда в столице отсутствовал, а когда вернулся, стал вместе с Борисом щедро раздавать пособия погорельцам, за собственный счет отстраивать целые улицы. Но по Москве пошел слух, что пожар — дело рук людей Бориса Годунова, желавшего щедротами привлечь народ на свою сторону.

Прошло меньше двух месяцев — и новая беда обрушилась на Русь. Полтораста тысяч крымчаков Казы-Гирея, делая вид, будто направляются в Литву, внезапно оказались под стенами Москвы. Стоя на Воробьевых горах, Казы-Гирей наблюдал за приготовлениями москвичей к обороне.

К тому времени знатный «городовых дел мастер» Феодор Конь как раз доканчивал возводить мощные стены Белого города. Оснащенные большим числом артиллерийских орудий, стены казались неприступными и произвели впечатление на крымского хана. Казы-Гирей приказал войску повернуть назад. И снова людская молва обвинила Бориса: дескать, это он привел татар, чтобы отвлечь внимание народа от гибели царевича.

В такой ситуации негласному правителю Руси для успеха своей деятельности была необходима опора. На любовь народа рассчитывать не приходилось. Среди боярства у Годунова всегда было много недоброжелателей, и Борис сделал ставку на мелкий служилый люд, наделенный незначительными поместьями.

Этот слой общества — костяк войска — сильно пострадал в годы опричнины. Крестьяне массами бежали от обнищавших владельцев поместий. Закон 1597 года отменил право крестьян уходить от хозяина в течение двух недель, начиная с Юрьева дня (26 ноября). Именно тогда и родилась невеселая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » Кроме того, закон устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян. Эти положения помогали Борису Годунову добиться преданности служилых людей, готовых его поддержать, чтобы сохранить свои поместья.

Все эти события проходили мимо сознания царя Феодора Иоанновича.

Он мало вникал в государственные заботы, деля время между церковными службами, посещением монастырей, общением с женой и нехитрыми забавами с шутами. Челобитчиков он не принимал, «избегая мирской суеты и докуки», а разбор прошений полностью передоверил Годунову. Царица Ирина иногда в день своего ангела собственной властью освобождала узников из темниц.

Но благодушное поведение «блаженного» царя не возбуждало неприязненного к нему отношения со стороны народа. Исстари на Руси считалось: слабоумен — значит, безгрешен и близок к Богу. Феодору еще при жизни приписывали дар прорицания. Врожденная болезненность рано привела его к смерти. Феодор Иоаннович скончался 7 января 1598 года на сорок первом году жизни.

Со смертью Феодора пресеклась династия правителей, исчислявшая свой род с 862 года — от легендарного варяга Рюрика. Княжили и царствовали Рюриковичи на Руси более семи веков.