Великий князь киевский Владимир Святославович по праву вошёл в историю: именно он в X веке крестил Русь, получив имя Владимира Крестителя. Образ былинного князя Владимира Красно Солнышко во многом основывается на личности Владимира Святославовича, и, окунувшись в народный эпос, мы можем ощутить любовь и уважение, которые простые люди испытывали к своему правителю.
Но далеко не сразу князь Владимир стал тем мудрым властителем, о котором нам рассказывают летописи. Начиналось всё абсолютно иначе…
Владимир – сын рабыни
В середине X века ключница княгини Ольги Малуша родила младенца, который получил имя Владимир. Узнав о беременности своей рабыни, разгневанная Ольга ссылает Малушу в село Будутино (по другой версии – Будятино), где ребёнок и появляется на свет.
Ярость княгини вполне объяснима: отцом Владимира был её сын, киевский князь Святослав Игоревич. Принявшая христианство Ольга порицала прелюбодеяние, потому отправила грешницу с глаз долой.
А вот князь Святослав, оставаясь, как и его деды, язычником, жил по законам предков, и потому считал внебрачное дитя своим законным наследником – точно таким же, как и остальные сыновья.
Видимо, Ольга всё же сменила гнев на милость, и маленького Владимира привозят в Киев и передают под её попечение. Воспитывает малыша воевода Добрыня – родной брат Малуши, а значит, дядя будущего князя.
Будучи третьим сыном по старшинству, Владимир получает от отца Великий Новгород, но молодой князь грезит о киевском престоле, который уготован старшему брату – Ярополку.
Однако, между братьями встаёт не только стена власти, но и прекрасная дева…
Рогнеда – княжна полоцкая
Рогнеда была дочерью Рогволда – полоцкого князя. Согласно Повести временных лет Рогволд пришёл из иных земель – возможно, он был варягом.
Ярополк сватается к Рогнеде – и получает согласие. Но молодым не суждено было обрести счастье: ведь и Владимир тоже претендует на руку молодой княжны.
Сейчас сложно судить, стала ли камнем преткновения красота Рогнеды, или братья-Святославовичи мыслили исключительно политически грамотно. Дело в том, что Полоцк располагался как раз между Новгородским и Киевским княжествами, здесь пролегал знаменитый путь «из варяг в греки», а значит, тот, кто владел этой землёй, мог диктовать свои правила и получал больше шансов на захват соседней земли.
Владимир приезжает в Полоцк и предлагает Рогнеде стать его женой (на тот момент князь уже был женат, но его религия – язычество – вполне дозволяла Владимиру обрести сколько угодно спутниц жизни). Рогнеда же отвечает: «Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка».
В те времена существовал обычай: новобрачная должна снять обувь со своего супруга, и Рогнеда отрезала: разувать сына рабыни (робичича) она не будет.
Униженный Владимир собирает войско и наступает на Полоцк. На глазах родных он насилует Рогнеду, после чего убивает её родителей и братьев. Опозоренная княжна не имеет иного выхода: она вынуждена стать женой того, кто лишил жизни всю её семью.
Вскоре Владимир осаждает Киев (теперь к его войску, и без того мощному, присоединились полоцкие дружинники), убивает своего брата Ярополка и становится князем киевским и единоличным правителем русской земли. А что же Рогнеда?
Конец неправедного брака
Сразу после свадьбы Владимир отправил Рогнеду в терем на реке Лыбедь – куда-то под Киев. Через девять месяцев у княгини родился сын – маленький Изяслав. Нет, Владимир не забыл свою жену – кроме первенца она подарит ему ещё несколько сыновей и дочерей. Только Рогнеда не простит того, что сделал её муж…
Однажды Владимир приехал в её терем, и, когда он уснул, Рогнеда пытается заколоть его. Но Владимир просыпается и успевает перехватить руку жены.
Князь решает казнить вероломную супругу, и вдруг в горницу входит малыш – семилетний Изяслав, держащий в ручонках меч. Видя, как ребёнок защищает мать, и не имея сил убить Рогнеду на глазах сына (хотя некоторые летописи говорят, что эта картина просто рассмешила князя, который пришёл в хорошее расположение духа), Владимир прощает жену и собирает бояр, чтобы посоветоваться с ними, что дальше делать с супругой.
Боярский совет рекомендует отправить Рогнеду с сыном в Полоцкую землю, что и делает Владимир, основывая город Изяславль. Так появится гордая полоцкая ветвь Рюриковичей, считавшими себя потомками Рогволда, а не Владимира.
Приняв христианство, князь Владимир отпускает на волю всех рабов и наложниц. Приходит он и к Рогнеде, сообщая, что отныне у него имеется только одна жена – византийская царевна Анна, ставшая супругой Владимира сразу после крещения. А потому Рогнеда может или считать себя свободной женщиной, или выйти замуж за другого.
Рогнеда же отвергает предложенных женихов из числа бояр и постригается в монахини под именем Анастасия, вернувшись в Изяславль. Летописи сообщают, что княгиня ответила мужу: «Царицей была, а рабыней быть не хочу».
Исследователи считают, что Рогнеда прожила недолго после своего пострига – наверное, менее года. А вот князь Владимир жил и правил после её гибели ещё около 15 лет, превратив Русь в совершенно иную страну и став абсолютно другим человеком.
Да, историки до сих пор спорят, какие из описанных в летописях событий правдивы, а какие являются плодом фантазий авторов текстов. Но вот что известно точно: был Владимир. Была Рогнеда. Был их страшный и непонятный в наши дни брак.
И, наверное, был у Владимира ещё один повод замаливать свои грехи. А история получила ветвь полоцких Рюриковичей – Рогволдовичей, которые считаются основателями белорусской государственности.
Но стоило ли это разбитой жизни девушки из Полоцка?..