АЛЕУТЫ
На самом краю света, по дороге из Азии в Америку, жили алеуты — племена, родственные по языку эскимосам.
Алеуты исстари жили на п-ове Аляска и на Алеутских островах. При открытии Витусом Берингом в 1741 г. Командорских островов они были необитаемыми. Тем не менее для Командорских островов у алеутов имеется свое название — Танамас, что в переводе значит «Земля наша». Алеуты — народность островная, жившая в тесном соприкосновении с морем и получавшая от него все необходимое для жизни. Основным занятием алеутов был морской зверобойный промысел, который снабжал их пищей и одеждой. В напряженной борьбе за существование в суровых природных условиях алеуты выработали в себе стойкость, мужество, отвагу и ловкость, способность противостоять стихии в любой шторм. Они славились как отважные, бесстрашные мореходы. Выдержка, выносливость и терпение — основные черты их характера.
И.Е. Вениаминов предполагал, что «народонаселение алеутов в лучшие времена простиралось до 25 000 человек», другие считают, что алеутов было всего 12—15 тыс. чел.
Алеуты строили свои селения на берегах островов. Селения, как правило, были небольшими — по пять—восемь юрт. На больших островах бывало по нескольку селений. Алеуты имели зимние и летние жилища, резко отличающиеся друг от друга. Зимнее подземное жилище — улягамах — всегда было общее, большое. Постройки ориентировались по направлению ветров, дующих преимущественно с востока на запад. Улягамах имел вид сарая, разделенного на камеры для каждой семьи. Обычно в таком жилище жили родственные семьи. Некоторые семьи внутри стены делали особые каморки, где помещали детей или хранили свое имущество и пищу. Летом алеуты семьями переходили жить в небольшие бараки — улях, которые служили для хранения орудий промысла и домашней утвари. И.Е. Вениаминов отмечал в свое время, что «все богатство алеута состояло в юрте, байдарке, парке и камлейке».
Самыми необходимыми предметами в жизни алеутов были байдарки и гарпуны. Раньше у них была большая 12-ти весельная байдарка (улухтах) для коллективной охоты в море с двойной кожаной обтяжкой, на которую шло 6—8—12 шкур сивучей, и бесподобная по мореходным качествам байдарка (экьях) с одним люком, на которой обычно охотник и выходил на охоту в море. Байдарки с двумя люками служили для обучения мальчиков морской охоте; байдарки с тремя люками — более позднее изобретение. Каркасы для байдарок делали мужчины, а обшивки для них раскраивали и сшивали коллективно женщины.
Снаряжаясь в море на охоту, алеуты поверх теплой парки, сшитой из птичьих шкурок, надевали камлейку с капюшоном, сшитую из сивучьих кишек. Из одной кишки большого сивуча выходило две камлейки для взрослых людей. В ненастную погоду поверх сивучьей камлейки одевали вторую камлейку, сшитую из кожи котиков, и такие же штаны. На ногах носили торбаза, сшитые из кожи разных животных: голенища — из кожи котика, переда — из нерпичьей кожи, а подошвы — из кожи сивуча. На голову надевали деревянную шляпу с вытянутой в виде клюва передней частью для защиты от ветра и брызг. Садясь в байдарку в таком костюме, охотник обтягивал себя под мышками поясом-обтяжкой (того) и смело выходил в море при дожде, ветре и даже в шторм. В случае, если байдарка с охотником опрокидывалась, он ставил ее на место взмахом своего двухлопастного весла, и ни одна капля воды не просачивалась ни за рукава камлейки, ни за капюшон. Охотник мог встать в байдарке во весь рост, если это было нужно.
Парки, т.е. теплые и легкие шубки без разреза спереди, алеутки шили из шкурок птиц топорков. Колыбели орла с выщипанными перьями, но с плотным пуховым покровом. Одежда и шапка, сшитые из птичьих шкурок, были очень легкими и теплыми.
Воду носили и держали дома не в ведрах, а в сивучьих пузырях; для хранения жира морского зверя и юколы, вяленой рыбы, тоже употребляли пузыри и желудки котиков, нерп и сивучей. Желудок — санхух — маленького сивуча вмещает 50—60 штук юколы, а в санхух большого сивуча при умелой укладке входило 500—600 штук. Закончив укладку юколы, воздух из санхуха высасывали и горловину туго завязывали ремешком. В таком сосуде юкола сохранялась и не портилась целый год и дольше; санхух защищал ее от пыли, мух, плесени и другой грязи.
Алеутки славились исключительной способностью плести из морской травы циновки для застилки земляных полов в жилищах, корзины, сумки для домашних надобностей и маленькие сумочки, украшенные орнаментами из цветной травы, а позднее — из гаруса. Кость резали для наконечников гарпунов для охоты на морского зверя и водоплавающую птицу.
Алеуты питались главным образом мясом и жиром морских животных (котика, сивуча, нерпы, моржа), рыбой (свежей, копченой и вяленой — юколой), мясом птиц и яйцами уток, гусей, чаек, гагар, топорков, ипаток. Каждое хозяйство запасало на зиму по две-четыре бочки яиц. В пищу широко употребляли «икру» морских ежей, моллюсков, морские водоросли, морскую капусту, которые в изобилии встречаются у берегов Командорских островов. С ранней весны и до самых заморозков собирали дикорастущие растения и питались ими, преимущественно черемшой, луком, сараной. Кривым ножом выкапывали из земли луковицы сараны и других съедобных растений, очищали их от земли, сушили на циновках и подстилках на солнце и ветру. Перед тем как варить, клубни и луковицы тщательно мыли в нескольких водах и ели, как картофель. Впрок запасали на зиму по нескольку бочек вареной и толченой сараны, плотно утрамбованной в бочках, залитой сверху нерпичьим жиром и засыпанной ягодами, преимущественно шикшей. Ранней весной собирали на холмах корни травы хагелис, парили их, отчего они становились вкусными, сладкими. Хагелис ели с кислым жиром нерпы или сивуча. Собирали и запасали впрок ягоды (жимолость, шикшу, рябину) и грибы — белые, подосиновики, солянки (в отличие от других народов севера).
Алеутское общество разделялось на три группы сословия, как писал И.Е. Вениаминов: почетных, простолюдинов и рабов. Право владеть рабами (калгами) имели только почетные, простолюдины очень редко имели рабов. Калга не мог иметь своей собственности: все приобретенное им принадлежало его хозяину. Цена калги была такова: «… за байдарку и хорошую парку давали по паре калгов, т.е. мужа и жену; за каменный нож, за пару пуклей (циновок) и за бобровую парку давали по одному рабу». Калги появились в результате постоянных междоусобных войн. Это были военнопленные алеуты, индейцы, эскимосы. Дети калгов становились тоже калгами и передавались по наследству из рода в род. Каждое алеутское селение состояло непременно из родственников.
Старший в роде (туккух) имел власть над всеми, но при обсуждении важнейших вопросов старшина созывал судилище из всех почётных членов рода и стариков. Изложив дело, он выяснял общее мнение, что считалось обязательным для вынесения окончательного решения. В редких случаях алеуты применяли смертную казнь. Самыми тяжкими и неисправимыми преступниками считались убийца, злоязычный болтун и изменивший общественной тайне. Эти преступления карались смертью.
Из этих правовых норм алеутов видно, насколько сильны были военная напряженность, опасность постоянных междоусобных войн и стычек с соседями — эскимосами и индейцами, во время которых уничтожалось почти все мужское население.
Женщины в алеутском обществе занимали почетное положение так как у них был матриархат, пережитки которого дожили до наших дней. Девушек никогда не принуждали к замужеству, они самостоятельно выбирали мужей. Если брак получался неудачным, женщина могла свободно уйти. Главной рабочей силой по дому были мальчики. Женщины вели хозяйство, выделывали шкуры животных, шили одежду, обувь, утварь, добывали растительную пищу, делали запасы на зиму. Мужчины несли все тяжести морского зверобойного промысла, охоты, рыболовства, изготовляли байдары; постройка юрт тоже была их делом.
У алеутов существовали богатая мифология и красочное своеобразное искусство.
Другую островную цепь Тихого океана, Курильскую гряду, издавна заселяли айны.