КВЕДЛИНБУРГСКИЕ АННАЛЫ

«КВЕДЛИНБУРГСКИЕ АННАЛЫ»

  »Анналы» созданы при женском монастыре св. Серватия в Кведлинбурге на основе «Больших хильдесхаймских анналов», которые были использованы в списке, доведенном до 1003 г. Работа началась в 1007/8 г. и была продолжена, вероятно, до 1030 г., хотя единственный сохранившийся поздний список (Dresden, Sachsische Landesbibliothek, Misc. Q 133, середины XVI в.) обрывается на статье 1025 г.; в нем имеются и другие лакуны (отсутствуют, например, статьи за 962-983 гг.). Сочинение принадлежит одному автору, который, начиная со статьи 993 г., выступает как современник и очевидец событий.

  Издания: Ann. Quedl. 1839. Р. 22-69, 72-90; Ann. Quedl. 2004.

  Переводы: На немецкий язык: Ann. Quedl. 1941; на русский язык: Свердлов 1. С. 105-106 (только фрагменты, касающиеся Руси).

  Литература: Кроме обширного введения М. Giese к изданию 2004 г. (S. 41-380), см. также: Holtzmann 1925. S. 64-125; Wattenbach, Holtzmann 1. s. 44-46; RFHMAe 2. P. 320.

«КВЕДЛИНБУРГСКИЕ АННАЛЫ»

(около 1030 г.)

  1.

  [957. Смерть Людольфа, сына короля Оттона1.

  958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тому, кто над ним насмехался.

  959. Нет записей.]

Исторические источники  960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от язычества и принять имя и веру христиан. И он согласился на их просьбу и послал к ним епископа Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали, так что даже названный епископ не избежал смертельной опасности от их происков2.

  [961. Пришли послы папы Иоанна, которые звали короля в Италию3.

  962-974. Записей нет.]

(Ann. Quedl. 1839. P. 60, прав, стб.;
Ann. Quedl. 2004. S. 469)

 

  2.

  1009. [Наводнение в январе. Смерть падерборнского епископа Ретара, которого сменил Майнверк.] Святой Бруно, прозванный Бонифацием4, архиепископ и монах, на 11-й год своего пострижения5 обезглавленный язычниками на пограничье Руси (Ruscia) и Литвы (Litua)6, взошел на небеса в 7-е иды марта7 вместе со своими 18 [спутниками]. [Кончина мерзебургского епископа Вигберта, которому наследовал Титмар.]

(Ann. Quedl. 1839. P. 80;
Ann. Quedl 2004. S. 527)

 

  3.

  1019. [Итинерарий императора Генриха II между Рождеством 1018 и Пасхой 1019 г. Смерть Фридриха, брата императрицы Кунигунды8.] Но и упомянутый Болеслав (Bolitzlavus)9 покорил себе Русь (Rucia) с помощью саксов10.

(Ann. Quedl. 1839. P. 84;
Ann. Quedl. 2004. S. 553)

 

Титмар Мерзебургский. Хроника Кведлинбургские анналы Адемар Шабаннский. Хроника

 


 

КОММЕНТАРИИ

1 Людольфа, швабского герцога, сына германского короля Оттона I.

2 Это сообщение "Кведлинбургских анналов" принадлежит к группе анналистических известий, которые все восходят к так называемой "херсфельдской" традиции и в разной степени варьируют свой общий протограф.

3 Папа Иоанн XII находился в конфликте с итальянским королем Беренгаром II.

4 Бруно Кверфуртский, в монашестве Бонифаций.

5 Титмар говорит о 12-м годе. Эти разночтения могут влиять на датировку пострижения Бруно, но не на хронологическое приурочение его гибели — 1009 г.

6 Это — наиболее раннее упоминание литвы как народа в средневековых источниках. "Пограничье Руси и Литвы" — это скорее всего земля ятвягов.

7 9 марта. Эта дата представляется наиболее вероятной.

8 Супруги Генриха II; Кунигунда происходила из семейства люксембургских графов.

9 Польский князь Болеслав I Храбрый; "вышеупомянутым" он называется потому, что под 1017 г. речь шла о неудачном походе Генриха II на Болеслава. Не следует придавать значения тому, что известие начинается с противительного "но" (sed): этот союз кведлинбургский анналист нередко использовал в сочинительном значении, как синоним к "и", "а также".

10 Речь идет о киевском походе Болеслава I 1018 г.; ср. подробный рассказ о нем у Титмара. Как и Титмар, анналист подчеркивает участие саксов в предприятии польского князя, но в датировке ошибается на год, ориентируясь, вполне возможно, на время возвращения Болеслава на родину, которое остается неизвестным.

 

«КВЕДЛИНБУРГСКИЕ АННАЛЫ»