Как известно, «луддитами» называли себя английские фабричные рабочие начала XIX века, протестовавшие против внедрения машинного производства. Ведь механизмы, способные заменить людей, лишали рабочих средств к существованию. Подобные восстания и протестные акции в дальнейшем случались в разных странах мира и в разное время. Условные «луддиты» существуют и в наше время; достаточно вспомнить состоявшуюся не так давно протестную акцию бухгалтеров в Москве, выступавших против компьютерных бухгалтерских программ.
Многие исследователи считают, что самое первое «восстание луддитов» произошло очень давно, а именно – в XVI веке в Москве. Эти исследователи уверены, что типографию Ивана Фёдорова, русского первопечатника, подожгли переписчики книг, у которых «печатная машина» отбирала доход.
Имеющиеся сообщения современников, правда, конкретно не указывают, что виновными были именно переписчики. Сам Иван Фёдоров в послесловии ко второму «Апостолу», напечатанному в Львове, писал, что во время работы в Москве он постоянно терпел нападки от государственных начальников, монахов и священников, которые были безграмотны и суеверны; эти начальники и священники в конце концов и выгнали его из России. Возможно, он намекает на поджог типографии, который был устроен по их заказу.
Приехавший чуть позже в Москву английский посол Джильс Флетчер тоже обвинял в поджоге чиновников и духовенство. Следует, однако, вспомнить, что одним из главных источников дохода для духовенства в тогдашней России было именно переписывание книг. Так что уничтожение типографии вполне могло быть устроено монахами и священниками с целью, так сказать, защиты своего бизнеса.
Флетчер также писал, что русские священники в значительной части не образованы, однако им удавалось это скрывать от народа; поэтому они испугались, что ускоренное распространение знаний с помощью книгопечатания разоблачит их невежество.
Как бы то ни было, в те дни человек впервые вступил в острое противостояние с машиной.
Конечно, сообщению Флетчера доверяют не все современные историки. Ведь если был поджог, да ещё и ночью (как сообщает посол), то должны были сгореть деревянные доски для гравюр и шрифты, однако известно, что Иван Фёдоров их увёз с собой. Но возможно, что Флетчер сообщает о более ранней типографии, ведь предприятие Ивана Фёдорова было далеко не первой типографией в России. Самыми первыми известными по времени русскими первопечатниками были Васюк Никифоров, Маруша Нефедьев и приехавший из Дании Ганс Мессингейм; все они прибыли в Москву по приглашению Ивана Грозного, но раньше Ивана Фёдорова.
В 1568 году Иван Фёдоров, лишившийся работы, спешно уезжает в Великое княжество Литовское, где некоторое время работает в типографии в Заблудове. Затем он переселяется во Львов, где и прошла его дальнейшая жизнь. Развивать печатное дело здесь было легче, поскольку население Украины и Литвы было значительно более образованным и не боялось «высоких технологий». Правда, свои трудности были и здесь. Так, типография должна была иметь штатного столяра; однако во Львове значительным влиянием пользовался местный столярный цех, который запретил Фёдорову иметь своего столяра. Только вмешательство городского совета позволило Фёдорову отстоять свою привилегию.
Выступление мракобесов, в том числе переписчиков, не смогло полностью остановить развитие книгопечатания в России. Печатный двор продолжал работать, им руководил ученик Фёдорова Андроник Невежа; а в следующем, XVII веке количество издаваемых в России книг резко возросло.