Племенной союз вятичей

Особняком в данных событиях стоит восточно-славянский племенной союз вятичей. Он сформовался в 8-9 веках в бассейне верхнего и среднего течения Оки. Иными словами, это северо-восточная часть будущего Черниговского княжества, Рязанское княжество, юго-запад Владимиро-Суздальской земли (так, Москва находилась на северной границе расселения вятичей).

Нестор пишет, что вятичи носят имя их легендарного прародителя (ну или основателя, по-современному), Вятко. Пришли они в регион Оки с запада, с территории современной Польши. Так это или нет, проверить сегодня сложно. Ученые делают предположения о балканском происхождении этих славян. Другие их коллеги строят версии формирования вятичского союза племен из части северян, соседнего с вятичами крупного восточно-славянского племенного сообщества. То есть, часть северян выделилась и стала осваивать земли к востоку от собственного места жительства.

Как и все славяне, вятичи были земледельцами. Такой образ жизни и наличие огромных лесных массивов, предопределили систему хозяйствования этих славян. А именно, подсечно-огневое земледелие. Участок леса поджигался, выкорчевывался. Несколько лет земля хорошо плодоносила. Зола – отличное удобрение. Потом урожай оскудевал. Люди переходили на другие участки леса, основывая новые селища и хутора.

Известно, что вятичи были воинственными людьми. В следующую эпоху русские князья, путешествуя из Южной Руси в Русь Залесскую (Владимиро-Суздальскую) не всегда следовали кратчайшим путем через вятичские леса. Такое путешествие было достаточно рискованным предприятием.

Вернемся чуть ранее, в конец одиннадцатого века. Феодальные войны только набирают свой ход. В Киеве княжит младший сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич. В Чернигове сидит его сын, Владимир Всеволодович Мономах. В 1080-1081 гг. Мономах совершает серию походов на вятичей. В летописях упоминается вятичский старшина (жупан, князь) Ходота. Что это был за Ходота и каковы обстоятельства похода князя на вятичей неизвестно. К сожалению, можно только констатировать, что в это время у вятичей еще существует самоуправление.

В одном из церковных документов начала двенадцатого века упоминается инок Киево-Печерского монастыря Кукша. Он проповедовал христианство у вятичей и был убит ими. Возведен в ранг священномученика.

Собственно, это практически все, что есть про вятичей в исторических памятниках Руси. Под 1197 годом зафиксировано последнее упоминание этнонима. Связано с очередной войной князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (Владимиро-Суздальский князь) с соседями