ШИМОН КЕЗАИ «ДЕЯНИЯ ВЕНГРОВ»
Фрагменты из труда Шимона Кезаи (т.е. из Кезы), придворного клирика венгерского короля Ласло IV, включены в Хрестоматию потому, что он опирался на более ранние произведения венгерской историографии, в самостоятельном виде не сохранившиеся: так называемые «Деяния венгров» 1060-х гг.; их продолжение, составленное при короле Кальмане в начале XII в.; аналогичное позднейшее продолжение XII в. (непосредственно или в переработке 70-х гг. XIII в. неким магистром Акошем).
Другой основной источник Шимона, на основании которого изложена древнейшая история венгров, — это так называемые «Деяния гуннов», отразившиеся как в своде Шимона, так и в «Хроникальном своде XIV в.» и приписывающиеся в науке чаще всего Шимону как автору. В этом сочинении развивается представление о тождестве венгров с гуннами и, тем самым, говорится о двукратном пришествии венгров в Центральную Европу — в V и IX вв. В этом последнем есть много этногеографических сведений о Восточной Европе («Скифии»), почерпнутых за единичными исключениями из античной традиции; в Хрестоматии они опущены — еще и потому, что сами «Деяния гуннов» возникли во второй половине XIII столетия.
Издания: Sim. Kéz. 1937. P. 141-194.
Переводы: Существуют переводы только на венгерский язык.
Литература: Macartney 1951; Szucs 1981. S. 263-328.
ШИМОН КЕЗАИ «ДЕЯНИЯ ВЕНГРОВ»
(около 1280/5 г.)
1.
[24. Рассказав о судьбе гуннов, надо теперь поведать об их повторном вселении в Паннонию.]
25. Итак, в правление Отгона Шваба (Otto Svevus) в Германии и Италии, Людовика (Lodowicus), сына Лотаря (Lotarius), — во Франции, а в Греции — Антонина Сурового (Antoninus Durus), сына Феодора (Theodorus)1, в год от Воплощения Христова2 872-й3 гунны (Hunni), или венгры (Hungari), снова войдя в Паннонию, прошли королевства бессов (Bessi)4, белых половцев (Albi Comani)5 и город Киев (Куо)6 и потом остановились на реке под названием Уж (Hung), где основали крепость7. По этой-то реке народами Запада они и были прозваны венграми8. И так как потом они основали еще шесть крепостей, то некоторое время оставались в тех краях.
[26. Венгры, разбившись на семь отрядов, каждый под командой отдельного предводителя, переправляются через Дунай в районе Пешта.]
27. Из этих предводителей богаче и родовитее [других] был Арпад (Arpad)9, сын Альмоша (Almus), сына Элада (Elad), сына Угера (Vger) из рода Турул (Turul). Именно этот Арпад со своим родом первым проник через Русские Альпы (Ruthenorum Alpes)10 и первым разбил свой лагерь на реке Уж, ибо его роду, вперед всех скифских племен, усваивается то преимущественное достоинство, что в наступлении он предшествует войску, а в отступлении — идет последним.
(Sim. Kez. P. 164-165)
2.
[45-51. После смерти короля Иштвана Святого11 происками его вдовы Гизелы12 на трон возводится король Петер13. Венгры недовольны его притеснениями, и Петер изгнан в результате восстания во главе с Шамуэлем Абой, который и становится королем14. Петер просит помощи в Германии и возвращается на престол при поддержке немецкого войска15 и части венгерской знати.]
Печать венгерского короля Петера
52. После того как король Петер (Petrus) и венгры, которые вернули его, укрепились у власти, они начали бесчинствовать16. По этой причине все венгры в волнении размышляли, как им прогнать Петера и вернуть сыновей Ласло Лысого (Zarladislaus)17. А пока это происходило, Эндре (Andreas), Бела (Bela) и Левенте (Luenta), перебравшиеся из Чехии (Boemia) в Польшу (Polonia), были дружески приняты польским князем Мешком (dux Miska)18. Там Бела, победив в поединке князя поморян (dux Pomoramiae) (так!), получил в жены дочь Мешка19. Эндре и Левенте, досадуя на то, что живут в Польше из-за его славы, двинулись на Русь (Ruthenia). А так как там они не были приняты владимирским князем (dux Lodomeriae) из-за короля Петера20, они идут дальше в землю половцев (Comani)21. Те хотели было их убить, думая, что они — лазутчики в их королевстве, но пленный венгр узнал [принцев, и] после этого к ним относились наилучшим образом.
[53-54. Венгры собираются на совет в Чанаде и приглашают вернуться трех братьев22. Те возвращаются, Петер пленен, ослеплен и погибает в темнице.]
(Sim. Kez. P. 173-178)
КОММЕНТАРИИ
1 Из этих трех персонажей претендовать на реальность может только "Людовик, сын Лотаря", если под ним подразумевать Людовика II, сына франкского императора Лотаря I, но и Людовик II правил не "во Франции", а в Италии. Никаких "Оттона Шваба" и "Антонина Сурового" история не знает. Странно, что автор никак не соотнес своих фантастических героев с действительными, о которых мог бы легко узнать из "Хроники" Регинона, которой он пользуется в других случаях.
2 См. № 1, примеч. 1.
3 Происхождение этой ошибочной даты неясно; в соответствующем рассказе "Венгерского хроникального свода", который в данном случае отражает один и тот же с Шимоном источник, находим 888 г., близкий к датировке Регинона.
4 Видимо, нет смысла задаваться вопросом, кого именно имел в виду Шимон под "бессами". Исторические бессы античных источников — фракийский народ на Балканах. При описании Шимоном географического положения Скифии в гл. 6 (Sim. Kez. P. 146) бессы, наряду с белыми половцами, названы им в качестве западных соседей Скифии. В "Хроникальном своде" этот этноним иногда применяется для обозначения печенегов (Chron. Hung. сотр. 104. Р. 369-371).
5 Упоминание о половцах в Восточной Европе в IX в. — анахронизм; этот тюркский народ появляется в южнорусских степях только в первой половине XI столетия. Собственно тюркская традиция, вроде бы, ничего не знает о делении половцев на "белых" и "черных" (ср., однако: Кляшторный, Султанов 2000. С. 126-127), хотя применение цветообозначений типично для тюркской этнонимии. Упоминания о "Черной" и "Белой Кумании" у арабского географа ал-Идриси, работавшего в середине XII в. при дворе Роджера II, норманнского короля Сицилии, являются, скорее всего, отражением латинской (причем, именно венгерской) этногеографической традиции (Коновалова 1999. С. 179-185). Заметим, что последняя различала также между "белыми" и "черными" венграми.
6 "Зеркально" аналогичный эпизод присутствует и в гуннской предыстории венгров в первой части труда Шимона. Там передовые отряды гуннов-венгров, выйдя из Скифии, "прошли земли бессов и белых половцев. Потом вошли в Суздаль (Sosdalia), Русь (Ruthenia) и земли черных половцев, наконец благополучно, преодолевая сопротивление названных народов, дошли до Тисы (Tize)" (Sim. Kez. 8. P. 148; о "черных половцах" см. предыдущее примеч.). В данном случае "Суздаль" опущен (но присутствует в соответствующем месте "Хроникального свода"), а вместо "Руси" появился "Киев". О прохождении "угров" мимо Киева и их дальнейшем переходе через Карпатские горы знает и древнерусская "Повесть временных лет" (ПСРЛ 1. Стб. 25; 2. Стб. 17-18). Не исключено, что это летописное сообщение восходит к источнику западнославянского происхождения ("Сказанию о преложении книг на славянский язык"), в котором могла отразиться и венгерская этногенетическая традиция; однако наличие древней "венгерской" топонимии в окрестностях Киева (урочище Угорское) делает вероятными также и собственно древнерусские корни припоминаний о венграх под Киевом в конце IX в.
7 Ужгород, по-венгерски Ungvar.
8 Народноэтимологическое сближение с лат. (H)ungari облегчалось наличием носового гласного в первоначальной форме гидронима — *Qgb. Фактически латинское название венгров, как и слав. qgre, греч. Ονγγροι происходит от тюркского этникона on ogur "десять родов" — названия этнического объединения, в которое одно время входили и мадьярские племена.
9 По его имени Арпадами (Арпадовичами) в историографии принято называть венгерскую королевскую династию, правившую до начала XIV в.
10 Карпаты. "Альпами" средневековые авторы нередко именовали любые горы; собственно Альпы Шимон называет "Итальянскими Альпами" (Sim. Kez. 41. P. 170), а Карпаты — "Русскими Альпами", как, впрочем, и на Руси их именовали "Угорскими (т.е. Венгерскими) горами".
11 Иштвана I, скончавшегося 15 августа 1038 г.
12 Гизела была сестрой германского императора Генриха II.
13 Король Петер был племянником Иштвана I (сыном его сестры, бывшей замужем за венецианским дожем Оттоном Орсеоло), поэтому Шимон вряд ли прав, обвиняя в избрании Петера именно Гизелу.
14 Ср. № 44, примеч. 10, 12.
15 Петер вернулся на престол в 1044 г. с помощью германского короля Генриха III.
16 Стандартное объяснение конфликта; и короля Петера изгнали, потому что он "бесчинствовал"; и его преемником Шамуэлем венгры были недовольны, потому что он "бесчинствовал". Очевидно, венгерская историческая традиция не знала реальных причин происходившего.
17 Ласло был сыном Михая (Михаила), брата князя Гезы, отца короля Иштвана I: таким образом, сыновья Михая — Васой (Василий) и Ласло (Владислав) — приходились Иштвану двоюродными братьями. По генеалогии, отразившейся как у Шимона, так и в "Хроникальном своде", король Эндре I и его братья были сыновьями Ласло, но современная наука поддерживает другую венгерскую генеалогическую традицию (которую знает и Шимон, но отвергает ее как неверную) — о происхождении Эндре и братьев от Васоя. Выше (в гл. 44) Шимон сообщил, что Эндре, Бела и Левенте бежали по совету Иштвана I в Чехию.
18 Польским королем Мешком II.
19 Таким образом, Бела (будущий венгерский король Бела I) оказывался свояком киевскому князю Изяславу Ярославичу: оба они были женаты на сестрах польского князя Казимира I, сына Мешка II. Хронология этого и последующих событий в историографии спорна. Наиболее удовлетворительно выглядят следующие датировки: изгнания венгерских принцев в Чехию — между 1032 и 1038 гг., прибытия в Польшу — конец 1042 г. или несколько позднее, участие Белы в войне против поморян (против князя Се(мо)мысла) — 1042/3 г., отъезд Эндре и Левенте на Русь — 1044/5 г. Следовательно, дело происходило в правление в Польше не Мешка II, а Казимира I, тогда как имя Мешка возникло в венгерской традиции задним числом на основе знания, что Бела был женат на его дочери (Назаренко 20056. С. 167-175).
20 Слов "из-за короля Петера" нет в соответствующем рассказе "Венгерского хроникального свода", но в свете реконструируемой хронологии событий они выглядят правдоподобными. На Волыни, во Владимире, тогда наместничал кто-то из старших сыновей киевского князя Ярослава Мудрого: Изяслав или Святослав.
21 Говоря о половцах в южнорусской степи в 1040-е гг., венгерская историческая традиция (не только Шимон Кезаи) снова допускает анахронизм: речь, конечно, должна идти о печенегах.
22 Не трех, а только Эндре и Левенте, так как Бела оставался в Польше.