ИСТОРИЯ ДЕРБЕНТА

«ИСТОРИЯ ДЕРБЕНТА»

  Большие фрагменты из книги «История Дербента» («Та’рих ал-Баб ал-Абваб»1), повествующие о событиях со второй половины VIII в. до 1075 г., дошли до нас благодаря турецкому ученому XVII в. Мюнеджжим-баши, который включил их в свое сочинение «Собрание известий о династиях» («Джами ад-дувал»), написанное на арабском языке. Рукопись «Истории Дербента» оказалась в Турции после захвата османами Закавказья, когда, вместе с прочей добычей, оттуда были вывезены многие рукописи. В книге имеются известия о службе русов у властителей Дербента.

  Издание и перевод: Minor sky V Е A History of Sharvan and Darband in the 10th—11th centuries. Cambridge, 1958; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

  Литература: Minorsky 1953; Заходер 1967. С. 173-180.

ИСТОРИЯ ДЕРБЕНТА

  О Бану Хашим, правителях Баб ал-Абваба, Маската, пограничных областей, иначе называемых Маракиз

  (Рассказ о войне ширваншаха Минучихра ибн Йазида с жителями Дербента в 420/1029 г.)

  Позже в том же году русы вступили в Ширван2, и Ширваншах Минучихр встретил их около Баку. Много ширванцев было убито (…). Затем русы поднялись до реки Куры. Чтобы остановить их продвижение, Минучихр преградил Араке, но они потопили многих мусульман. Позже правитель Гянджи Муса б. Фадл [пригласил] их высадиться, дал им много денег и повел на Байлакан3, жители которого восстали против него. С помощью русов он овладел Байлаканом и схватил и убил своего брата Аскарийа. Затем русы ушли из Аррана в Рум, а оттуда вернулись в свою страну.

(Перевод В.Ф. Минорского: Минорский 1963. С. 53)

 

  [Эмир Маймун4 стал править с раби’ I 366/ноября 976 г.] Он оставался в цитадели, где обычно жил его отец, а затем был уведен оттуда и заключен в «правительственном здании»5 (…). Эмир Маймун оставался в правительственном здании как пленник, а вся власть была в руках раисов6. Эмир Маймун тайно искал помощи против раисов у русов, и в 377/987-88 г. они прибыли на 18 судах7. Сначала они послали один корабль, чтобы выяснить, действительно ли эмир желает их помощи, и, когда русы вывели эмира [из его заключения], народ ал-Баба соединенными усилиями перебил их до единого, а остальные корабли поплыли в Маскат8 и разграбили его. Оттуда они последовали дальше в Ширван и Муган9 и к Нахр ал-Атик10.

  В 378/988-89 г. эмир Маймун восстановил цитадель ал-Баба и укрепился в ней. В 379/989-90 г. в ал-Бабе начались беспорядки, вызванные Мусой ат-Тузи, проповедником из Гиляна (…). Он потребовал у эмира выдать ему его телохранителей-русов11, чтобы им был предложен ислам или [их будет ждать] смерть. Так как эмир ответил отказом, начались беспорядки, и в 380/990 г. эмир укрепился в цитадели против проповедника. Тузи и народ ал-Бабы осаждали ее 28 дней, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность (аман) [с условием], что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в Табаристан, что и было разрешено.

(Перевод В.Ф. Минорского: Минорский 1963. С. 68)

 

  В 423/1032 г. эмир Мансур12 с газиями13 исламских «центров» совершил большой поход. Дело было в том, что русы напали на владения Ширвана, разрушили и ограбили их и убили, а также полонили множество людей. Когда они возвращались с награбленным добром и пленными, гази и ал-Баба и пограничных областей с эмиром Мансуром во главе, заняв теснины и дороги, предали их мечу, так что спаслись немногие. Они отняли у них всю военную добычу, живую и неодушевленную, которую они захватили в Ширване. [После этого] русы и аланы вознамерились отомстить14. Они собрались вместе и выступили по направлению ал-Баба и пограничных областей. Прежде всего в 424/1033 г. они двинулись на ал-Карах15, где была только маленькая кучка [воинов] с Хусравом и ал-Хайсамом ибн Маймуном ал-Ба’и16, раисом дубильщиков. [Последний ?] с помощью карахцев сразился (с ними), и господь даровал победу над мусульманами, которые перебили множество аланов и русов. Властитель аланов был силой отражен от ворот Караха, и навсегда были прекращены притязания неверных на эти исламские «центры».

(Перевод В.Ф. Минорского: Минорский 1963. С. 70-71)

 

Абу-л-Фида История Дербента Ибн Исфандийар

 


 

КОММЕНТАРИИ

1 В XI в., к которому относятся события в "Истории Дербента", Дербент был крупным торговым портом на Каспии. Он стал форпостом ислама, поскольку с 869 г. им управляли хашимиты — местная династия арабского происхождения. Соседние правители неоднократно пытались овладеть Дербентом.

2 Прикаспийская область между р. Курой и Дербентом. Часто была самостоятельной под предводительством ширваншаха.

3 Город в местности Оренкала в Азербайджане. Был разрушен монголами.

4 Правитель Дербента и пограничных территорий в XI в.

5 В.Ф. Минорский подчеркивал, что "правительственное здание" — это резиденция в нижнем городе.

6 Ра'исы — верхушка торгово-ремесленной знати Дербента.

7 Существуют разные точки зрения на то, откуда явились русы: из Тмуторокани (Артамонов 1962. С. 439), с нижней Волги (Петрухин 1995. С. 105), из Итиля (Коновалова 20036. С. 184).

8 Северо-восточная часть Аррана до р. Самур.

9 Город и область на Каспийском побережье, севернее Ардебиля между реками Курой и Араксом.

10 Река не идентифицирована.

11 В.Ф. Минорский подчеркивал, что эти телохранители назывались гулямами, т.е. были слугами эмира.

12 Мансур — эмир Дербента.

13 Газии — воины-мусульмане.

14 В данном случае русы и аланы выступают союзниками против мусульман Ширвана и окрестностей. В поэме Низами "Искандер-наме" эти народы также показаны союзниками.

15 Неизвестное местечко. Впрочем, В.Ф. Минорский полагал, что это слово может быть искаженным хаьиар — "ополчение".

16 В.Ф. Минорский приводит разночтение — ал-Баби.

 

«ИСТОРИЯ ДЕРБЕНТА»