МУТАХХАР ИБН ТАХИР АЛ-МУКАДДАСИ (МАКДИСИ)
Судя по нисбе, предки автора или он сам были родом из пригорода Иерусалима. Всю жизнь ученый прожил в г. Бусте в Сиджистане и завершил свой большой энциклопедический труд в 966 г. Космограф XVI в. Ибн ал-Варди и библиограф XVII в. Хаджжи Халифа приписывали сочинение основателю классической школы географов Абу Зайду ал-Балхи, последователями которой были ал-Истахри и Ибн Хаукал. В единственной рукописи, найденной в Стамбуле и датируемой 1265 г., также стоит имя ал-Балхи, как и в шеститомном издании, выполненном французским востоковедом К. Хюаром. Однако сопоставление с цитатами из более ранних авторов и соображения хронологического порядка привели издателя к выводу о том, что труд принадлежал не ал-Балхи, а Мутаххару ибн Тахиру ал-Мукаддаси (ал-Макдиси), который работал по заказу везира Саманидов. Это обстоятельство издатель отметил в названии третьего и четвертого томов.
Издание и перевод: Le Livre de la Creation et de l’histoire de Motahhar b. Tahir el-Maqdisi attribue a Abou-ZeYd Ahmed b. Sahl el-Balkhi publie et traduit d’apres le manuscript de Constantinople par CI. Huart. Paris, 1919. T. I-VI.
Литература: Huart 1887; EI. Bd. I. S. 638; Крачковский 1957. С. 226-227; Бейлис 1969.
КНИГА ТВОРЕНИЯ И ИСТОРИИ
Что касается русов, то они — на сыром острове, окруженном озером, и это — крепость у них, [защищающая] их от врагов. Общность их — в размере 100 000 человек. Нет у них ни пашен, ни посевов. Граничит их страна со страной славян1, и они нападают на них (славян. — Т.К.), кормятся их состоянием и пленяют их. Говорят, что если рождается у одного из них ребенок, оставляет ему [отец] меч и говорит: «Нет у тебя ничего, кроме того, что добудет твой меч». У них есть царь. Если [ему приходится] судить двух спорщиков, и недовольны им [противники], то он им говорит: «Пусть судят вас ваши мечи»; чей меч первый [выигрывает], тот и побеждает2.
Они владели Барда’а [в течение] года и совершали грехи над мусульманами, позорили их женщин, чего не делал раньше никто из людей язычества. И убил их великий и всемогущий Аллах посредством холеры и меча3.
(Перевод Т.М. Калининой по: Макдиси. Т. IV. С. 66)
Славян больше, чем русов, и они обильнее богатством. Среди них — солнцепоклонники и идолопоклонники, и среди них [есть] такие, которые ничему не поклоняются (…). Что касается Византии, то к востоку от нее и к северу от нее [находятся] тюрки, хазары и русы.
(Перевод Т.М. Калининой по: Макдиси. Т. IV. С. 67)
КОММЕНТАРИИ
1 Упоминание территорий славян и русов как пограничных в составе рассказа об острове русов есть только у этого автора.
2 Сокращенный вариант рассказа об острове русов, восходящий к "Анонимной записке".
3 Речь идет о походе русов в Барда'а в 945 г. Отмечена подробность, не встречающаяся в рассказе Ибн Мискавайха об этом набеге, а именно, эпидемия холеры среди русов.