МАЛЫЕ (КРАТКИЕ) ХРОНИКИ
»Малыми», или «краткими», хрониками названа группа текстов, в основном небольшого объема и, как правило, анонимных, представляющих собой хронологические записи об исторических событиях, случившихся в тот или иной год. Большая часть этих памятников относится к периоду между XIII и XV вв., однако они восходят к источникам более раннего времени. По содержанию коллекция Малых Хроник подразделяется на всемирные, императорские, патриаршие, локальные (Иерусалимские, Кипрские, Митиленские, Пелопоннесские, Южноиталийские, венето-византийские и др.) памятники, а также Хроники турецкого завоевания. Эти хронологические заметки содержат, как правило, точные датировки (день, месяц, год, индикт).
Одна из Малых хроник, известная из Cod.Vat.gr. 840, содержит данные о выборах епископов Русской церкви за 1328-1332, 1334-1335, 1343, 1345 и 1347 гг., относясь ко времени киевского митрополита Феогноста (1328-1353). Среди многочисленных епископов, архимандритов и иеромонахов называются иерархи Владимирской, Перемышльской, Холмской, Луцкой, Туровской, Галицкой (впервые — за 1328 г.), Ростовской, Рязанской (1329 г.), Суздальской, Сарайской, Тверской (1330 г.), Новгородской (1331 г.), Черниговской (1332 г.), Смоленской, Брянской (1335 г.) и Белгородской (1345 г.) епархий, архимандрит Печерского монастыря (1335 г.). Поименовано более тридцати клириков русской церкви. Эта хроника, несомненно, русского происхождения.
Та же ватиканская рукопись содержит и другую краткую хронологическую запись, касающуюся русской истории: это примыкающее к текстам по русской церковной истории (так называемые «Отрывки В.Н. Бенешевича») свидетельство о крещении князя Владимира и всей Руси при нем осенью 989 г. — редчайшее в византийской традиции. Помимо «Отрывков В.Н. Бенешевича», к русской церковной истории имеет отношение и находящееся в кодексе выше Послание Киевского митрополита Иоанна II. Несомненная связь данного кодекса, содержащего «русские» Краткие хроники, с Русью доказывается и тем, что рукопись одно время находилась во владении Исидора Киевского.
В хронологической заметке из Cod. Paris, gr. 2303 сообщается о крещении рода Росов при императоре Василии Македонском в 6390 г. (881/882 г.). К правлению того же василевса, но в период между 860 и 866 гг., относится свидетельство о крещении Росов в другой краткой хронике из афонского иверского списка (1.51: 3.3.), где помещена и легенда о неопалимом Евангелии.
Издание: Die byzantinischen Kleinchroniken / Hrsg. v. P. Schreiner. Wien, 1975-1979. Bd. I—III (Corpus fontium Historiae Byzantinae. XII).
Перевод: Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // ДГ, 2000 г. М., 2003. С. 139-158.
Литература: Васильевский 1888. С. 445-463; Regel 1891. Р. 52-56; Бенешевич 1908. С. 432-446; Приселков, Фасмер 1916. С. 48-70; Mercati 1926; Schreiner 1976.
ТЕКСТ
(860 г.)
Михаил1, сын Феофила2, [правил] со своей матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием3 — один год четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-й год его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены4.
В царствование Василия [I] Македонянина, около 6390 [=881/882] года, окрещен народ росов…
В царствование Василия Македонянина уверовали рос[ы]; когда уже договорились с василевсом, они стали, однако, требовать знамения. Василевс послал туда архиерея; они сказали бросить Евангелие в костер. Велики чудеса Твои, Христе! Разведено пламя, василевс воздел руки и очи к небу, сказал: «Прославь Имя Твое, Христос Бог!» Положено было в пламя Святое Евангелие, но долгое время в пламени оставалось невредимым. Видя это, варвары были поражены, посему все были крещены.
(Перевод П.В. Кузенкова. С. 139-140 и 157-158)
Флот росов. Миниатюра Мадридского списка Хроники Иоанна Скилицы
(941 г.)
В 14-й индикт, в июне 6449 [года]5 произошло нашествие на город6 десяти тысяч кораблей росского флота, в царствование Романа Старого7, который царствовал с Константином8 — сыном Льва9, сына Василия Македонянина10.
(Перевод М.В. Бибикова)
КОММЕНТАРИИ
1 Император Михаил III (842-867).
2 Император Феофил (829-842).
3 Соправитель Михаила III, будущий автократор Василий I (867-886), основатель Македонской династии.
4 Поход росов на Константинополь 860 г. (см. коммент. к разделу "Фотий").
5 Поход 941 г. (см. коммент. к разделу "Продолжатель Феофана").
6 Т.е. Константинополь.
7 Император Роман I Лакапин (920-944).
8 Император Константин VII Багрянородный.
9 Император Лев VI (886-912).
10 Император Василий I Македонянин.