АРИ ТОРГИАЬССОН «КНИГА ОБ ИСЛАНДЦАХ»
»Книга об исландцах» («Íslendingabók») была написана на исландском языке священником Ари Торгильссоном (Ари Мудрым, 1067/68-1148) в 1122-1132 гг. В ней рассказывается об основных событиях истории Исландии с 70-х гг. IX в. по 1118 г.: о заселении острова (глава 1), о первопоселенцах и введении законов (глава 2), об учреждении альтинга (глава 3), о календаре — о продолжительности года и високосных годах (глава 4), о разделении Исландии на четверти (глава 5), о заселении Гренландии в конце X в. (глава 6), о принятии христианства (глава 7), о деятельности иноземных епископов, проповедовавших в Исландии (глава 8), а также приводятся генеалогические данные.
Две последние главы посвящены рассказам о первых исландских епископах: епископе Ислейве Гицурасоне, рукоположенном Папой Римским в 1056 г. (глава 9, в которой также перечисляются имена и сроки пребывания в должности зако-ноговорителей на альтинге), и епископе (избранном епископом в 1081 г. после смерти своего отца) Гицуре Ислейвссоне (глава 10). Изложение событий в труде Ари Мудрого отличается объективностью: приводимые в «Книге об исландцах» сведения обстоятельно документированы ссылками на информантов.
Согласно предисловию, предпосланному Ари Мудрым «Книге об исландцах», это была вторая редакция его труда, которую он переработал по предложению епископов Торлака и Кетиля и первого исландского историка Сэмунда Сигфуссона (Сэмунда Мудрого, 1056-1133 гг.), труды которого не сохранились. Исключенный из предшествующей, не дошедшей до нас редакции раздел «Ættartala ok konunga ævi» — «Родословные и жизнеописания конунгов», содержавший, по-видимому, перечень периодов правления норвежских конунгов, был использован позднейшими авторами, в частности Снорри Стурлусоном, при создании королевских саг.
Наряду с «Книгой об исландцах», в начале XII в. Ари Мудрым и его современником Кольскеггом Асбьярнарсоном (Кольскеггом Мудрым, даты жизни неизвестны) была написана первая редакция «Книги о занятии земли», не сохранившаяся до нашего времени. Последующие редакции этого памятника были созданы на ее основе.
О самом Ари известно, что его родители происходили из исландских родов, восходящих к первопоселенцам. Большое влияние на него оказал священник Тейт, сын епископа Ислейва, — широко и разносторонне образованный человек, основавший в Хаукагиле школу, где Ари учился. Ари Торгильссон был посвящен в сан священника, его единственный сын Торгильс также был священником. Длительное время Ари занимал должность годи, однако подробности его деятельности неизвестны. Последние годы своей жизни Ари провел, вероятно, в Стаде на Снайфелльснес.
Издание: Íslendingabók / Jakob Benediktsson gaf út. Reykjavík, 1968. (IF. В. I).
Переводы: Успенский 2002. С. 327 (фрагмент); Хагланд 2004. С. 268 (фрагмент).
Литература: Halldór Hermannsson 1979. P. 1-46; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 192-193; Jakob Benediktsson 1993a. P. 332-333; Казанский 1999.
АРИ ТОРГИАЬССОН «КНИГА ОБ ИСЛАНДЦАХ»
1
Глава 8
Вот имена тех иноземных епископов, которые, по свидетельству Тейта1, были в Исландии: Фридрек2 приезжал сюда в языческое время, а затем были эти [епископы]: Бьярнхард Сведущий-в-Книгах пять лет3; Коль несколько лет; Хродольв девятнадцать лет; Йохан Ирландский несколько лет; Бьярнхард девятнадцать лет, Хейнрек два года4. И прибыли сюда пятеро других — те, которые назвались епископами: Орнольв и Годискальк, и три ermskr (эрмских): Петрус, Абрахам и Стефанус5.
(Перевод Г.В. Глазыриной по IF. I. 15)
КОММЕНТАРИИ
1 Тейт — священник (ум. в 1110 г.), сын епископа Ислейва, оказал большое влияние на Ари Торгильссона: в детстве и ранней юности Ари почерпнул от Тейта, разносторонне образованного человека, разнообразные сведения по истории страны, генеалогии, знание законов. Тейт является основателем школы на хуторе Хаукадаль, принадлежавшем Халю Тораринсону, где обучался и Ари.
2 Деятельность епископа Фридрека в Исландии описана в "Пряди о Торвальде Путешественнике" и в "Саге о крещении". Фридрек — единственный из упомянутых в перечне епископов, кто был в Исландии до введения христианства в 999/1000 г.
3 Епископ Бьярнхард был прислан в Исландию королем Олавом Святым (Orri Vesteinsson 2000. P. 20); его деятельность приходится на 1016-1021 гг. (Джаксон 1994. С. 221). Прозвище "Сведущий-в-Книгах" свидетельствует о его начитанности и умении толковать Священное писание и иную христианскую литературу.
4 О епископах Бьярнхарде, Коле, Хродольве, Йохане Ирландском, Бьярнхарде из Саксонии и Хейнреке упоминается в гл. II сочинения "Hungrvaka" ("Пробуждающая голод"; Hungrvaka 1895. S. 93). Все они находились в Исландии после принятия христианства. Известно, что Хродольв (Родульв) вел свою деятельность в Боргарфьорде на западе страны между 1030 и 1049 гг. Бьярнхард Саксонский, поименованный в тексте после Йохана Ирландского, находился на севере Исландии между 1048 и 1067 гг. (Orri Vesteinsson 2000. P. 20-21). Об остальных епископах, включая упомянутых ниже епископов Орнольве и Годискальке, информации нет.
5 Интерпретация этнонимического эпитета ermskr при именах епископов Петруса, Абрахама и Стефануса неоднозначна. Наиболее распространенное толкование этого термина — "армянские" епископы. Данное мнение основывается на том, что топонимы Ermland, Ermenland, от первого составного элемента которых образовано прилагательное ermskr, употребляются в древнеисландских памятниках для обозначения Армении наряду с топонимами Armenia, Armenialand (Metzenthin 1941. S. 22). Сторонники другой точки зрения предлагают отождествлять этноним ermskr с расположенной в Прибалтике Вармией, название которой омонимично с Ermland/Арменией (литературу см. в: Дашкевич 1990; Успенский 2002. С. 326-336; Хагланд 2004). Имена армянских епископов Р.Я. Дашкевич предложил читать соответственно как Бедрос, Абраам и Степаннос (Дашкевич 1990. С. 90). Их конфессиональная принадлежность дискуссионна (Хагланд 2004. С. 269-270, 272).
Появление армян в Исландии, церковная организация которой входила в сферу влияния Норвегии, связывается исследователями с деятельностью норвежского короля Харальда Сигурдарсона (ок. 1047-1066), который, используя миссионеров (возможно, странствующих миссионеров) восточных церквей, стремился ослабить церковное влияние Рима и Гамбург-Бременской архиепископии в Скандинавии (Дашкевич 1990. С. 96). Достигнуть Исландии армянские миссионеры могли непосредственно из Византии или из Руси, где в это время (вероятно, ок. 1156-1166 гг.) имелись армянские колонии. Нельзя также исключить возможности того, что они попали в Скандинавию, присоединившись к отряду Харальда Сигурдарсона во время его возвращения в Норвегию из Византии через Русь, а затем уже оказались в Исландии. Приезд армянских епископов в Исландию вскоре после схизмы 1054 г. (вероятно, ок. 1056-1066 гг.) может рассматриваться не только как личная инициатива конунга Харальда, но также как отражение стремления Восточной церкви расширить свое влияние в Скандинавии.