НАДПИСИ, УПОМИНАЮЩИЕ ПЕРЕДНЮЮ АЗИЮ И ЮЖНУЮ ЕВРОПУ

НАДПИСИ, УПОМИНАЮЩИЕ
ПЕРЕДНЮЮ АЗИЮ И ЮЖНУЮ ЕВРОПУ

  Упоминания Передней Азии и Южной Европы в рунических надписях связаны с двумя возникшими в XI в. новыми стимулами путешествий. Во-первых, это паломничества в Рим и Иерусалим, один из путей куда вел через Константинополь, т. е. по Восточному пути. Мы узнаем о них как из рунических надписей, так и из сообщений саг. Во-вторых, это служба в дворцовой гвардии византийского императора и в регулярном византийском войске, которое вело боевые действия и в Малой Азии, и на Сицилии, и в Северной Италии. В его составе скандинавы попадали в отдаленные части Средиземноморья, вплоть до Северной Африки.

НАДПИСИ, УПОМИНАЮЩИЕ ПЕРЕДНЮЮ АЗИЮ И ЮЖНУЮ ЕВРОПУ

5.1. STÄKET
(Up. 605, Мельникова 2001. № Б-III.7.20).
Третья четверть XI в.

  Ингирунн, дочь Хёрда1, велела высечь руны по себе самой2. Она собирается ехать на восток (austr) и далее в Иерусалим (út til Jórsala). Фот3высек руны.

5.2. BROBY
(Up. 136, Мельникова 2001. № Б-Приложение 1.2).
Первая половина — середина XI в.

  Астрид велела установить эти камни по Эйстейну, своему супругу. Он направлялся в Иерусалим (Jórsalir) и умер далеко в греках (úti Grikkjum)4.

5.3. LAGNÖ
(Sod., Мельникова 2001. № Б-III.5.10).
Первая половина XI в.5

  … установил […] своему. Он умер на восточном пути (í Austmegi) далеко в Ла[нгбардаланде]6.

5.4. DJULEFORS
(Söd. 65, Мельникова 2001. № Б-III.5.33).
Первая половина — середина XI в.

  Инга установила этот камень по Олаву, своему наследнику (?). Он на востоке (austarla)7 бороздил штевнем [волны]8 и умер в земле лангобардов (á Langbarða landi).

 

Надписи, упоминающие Византию Надписи, упоминающие Переднюю Азию и Южную Европу Надписи, посвященные походу в Восточную Европу

 


 

КОММЕНТАРИИ

1 Вероятно, Ингирунн была незамужней, т.к. в тексте указан ее отец, а не муж.

2 Памятник заказан Ингирунн при ее жизни и в память о ней самой в связи с тем, что она отправлялась в Иерусалим, очевидно, с целью посещения Святой Земли. Это не единственный памятник в Швеции, воздвигнутый человеком при жизни в память о себе самом, однако их число очень невелико.

3 Фот — рунограф, работавший по преимуществу в Упланде ок. 1060-1075 гг. и оставивший 9 подписанных камней. Предполагается, что ему принадлежит еще около 60 камней.

5 Памятник установлен в честь человека, который, очевидно, собирался совершить (или совершил) паломничество в Святую Землю и умер в пути, находясь в Византии. Остановка в Византии была обязательна, каким бы путем ни плыл Эйстейн: восточным (через Древнерусское государство) или западным (вокруг Европы) и вне зависимости от того, плыл ли он в Палестину или возвращался оттуда.

5 Сохранились лишь небольшие фрагменты надписи.

6 Конъектура издателя памятника Langbarðalandi "Лангбардаланде" (в самом тексте сохранились лишь первые две руны ) вполне вероятна: в этом месте должно находиться какое-либо географическое название. Топоним "Лангбардаланд", обозначение Северной Италии (совр. Ломбардия), встречается в рунических надписях еще раз. Других же топонимов, начинающихся на 1а- и расположенных на Восточном пути, в рунических надписях нет. Однако обычно в древнескандинавской картине ойкумены Лангбардаланд относился к южной части мира.

7 Олав умер во время плавания в Южную Европу. Путь Олава в Северную Италию (Langbarðaland) лежал по Восточному пути. Этим объясняется употребление в надписи слова austarla "на востоке".

8 Выражение erja barði "бороздить штевнем [волны]" является метафорическим выражением, означающим "плыть на корабле" и свойственным поэтическому языку.

 

НАДПИСИ, УПОМИНАЮЩИЕ
ПЕРЕДНЮЮ АЗИЮ И ЮЖНУЮ ЕВРОПУ