РУЕВИТ (РУГЕВИТ)
А.К. Толстой. Ругевит
Над древними подъемляся дубами,
Он остров наш от недругов стерег;
В войну и мир равно честимый нами,
Он зорко вкруг глядел семью главами,
Наш Ругевит, непобедимый бог.
И мнили мы: «Жрецы твердят недаром,
Что если враг попрется на порог,
Он оживет, и вспыхнет взор пожаром,
И семь мечей подымет в гневе яром
Наш Ругевит, наш оскорбленный бог!»
Суровый бог неотвратимой воинской победы, беспощадности к врагам. Почитали его северо-западные славяне, а храм располагался на острове Рюген.
Возможно, имя его происходит именно от названия острова, однако возможно — от слова «ругать», имевшего в старину более широкое значение: грозить, пугать. Тогда вернее будет называть его Ругевитом.
Храм Руевита, собственно, был просто огромный пурпурный шатер: ведь Руевит воин, а дом воина — походный шатер.
Идол этого бога сделан был из дуба и представлял собою чудовищного великана с семью личинами, которые все исходили из одной шеи и соединялись под одним огромным шлемом. На поясе висело семь ножен с мечами, а восьмой, обнаженный и обоюдоострый, всегда готовый к бою, Руевит держал в правой руке.
Почитатели Руевита верили, что, если сыщется силач, который сможет вырвать из деревянной длани сей меч, славяне будут побеждены своими врагами. Но и по сю пору не отыскалось такого богатыря, а потому славянские племена всегда непобедимы будут!
Также Руевит считался помощником бога подземного мира Пекленца, был судьею душ на том свете, назначал срок наказания и исправления грешникам и выбирал между своими помощниками исполнителя приговора. Руевита молили об уменьшении срока кары.
Западные славяне верили, что человек живет столь долго, сколько позволяет ему нить жизни, спряденная небесными девами-пряхами. Однако Руевит, удрученный чьей-то грешной жизнью, может приказать богине Судице преждевременно перерезать нить жизни грешника и бросить ее в огонь.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"