Ритуальные обходы (колядование) на Масленицу

Колядование заключалось обычно в том, что группа неких лиц (молодежи или ребятишек, ряженых, иногда даже священнослужителей) обходила все дома в деревне, распевая благопожелания, псалмы или народные песни (причем как ритуальные, так и обычные, нередко шуточного содержания) и получая за это плату угощением (блинами, ватрушками, колбасами и пр.) и мелкими деньгами. Традиционно колядование приурочивалось к зимним праздникам, в первую очередь – к Рождеству, Новому году и святкам; но в несколько измененном виде этот обычай присутствовал и в масленичной обрядности.

Масленичное колядование приходилось на разные дни праздника, но обычно сочеталось либо со встречей Масленицы, либо со всенародными четверговыми гуляньями. Например, в Ярославле колядовщики начинали ходить с четверга: «фабричные ходят по домам с бубнами, рожками и балалайками для поздравления с праздником: “Прикажи, сударь-хозяин, Коляду пропеть”… За колядские песни колядовщиков угощают пивом и награждают деньгами». В деревнях же (во Владимирской, Курской, Калужской и др. губ.) колядовать бегали в первую очередь ребятишки: в первый день праздника, собравшись группками, они поутру обходили дворы, поздравляли хозяев с наступлением Масленицы и выпрашивали блины: «Тин-тинка, подай блинка, оладышка-прибавышка, масляный кусок! Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися!», «Ах ты Домнушка, красно солнышко! Вставай с печи, гляди в печь: не пора ли блины печь!», «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели… На поднос блины кладите да к порогу подносите!» и т.п. После этого ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!», а хозяйке полагалось угостить их блинами . Если хозяйка подавала мало или вообще отказывала в угощении, ребятишки убегали со словами: «Паршивые блины по аршину длины!» После обеда попрошайничество заканчивалось, ребятишки отправлялись кататься с гор и, съезжая, выкрикивали: «Широкорожая Масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся!».

Следом за ребятами на колядование отправлялись и парни с девицами. В один из первых дней праздника молодежь принималась ходить от дома к дому и собирать «на Масленицу» песнями и прибаутками:

«Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько!
С блинцами, с каравайцами, с вареничками!»,

«Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: “Я поста боюся!”
Широкая: “Я поста боюся!”
“Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!”»,

«О, мы Масленицу устречали,
устречали, лёли, устречали ,
Мы сыр с масельцем починали,
Мы блинками гору устилали,
Сверху масельцем поливали,
Как от сыра гора крута,
А от масла гора ясна,
А на горушке снеги сыплют,
А нас мамочки домой кличут,
А нам домой не хотится,
Нам хотится прокатиться,
С горушки да до елушки!
Наша горушка всё катлива,
Наши бабушки воркотливы,
Они день и ночь все воркочут,
Они на печке лежат, все про нас говорят,
“Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего,
Или сыра кусок, или мыла брусок”.
Гоголечек, гоголечек, лёли, гоголечек!» и т.д.

За такие песни колядующих потчевали блинами, а иногда также прочей снедью и мелкими деньгами.