ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ
В русских исторических документах енисейские кыргызы упоминаются уже в начале XVII в. Они разделялись на несколько небольших феодальных улусов, власть которых в то время распространялась по долине Енисея от Саянского хребта на юге до Большого порога (ниже Красноярска) на севере. Основные кочевья кыргызов находились в бассейне верхнего течения Чулыма и образующих его рек — Черного и Белого Июсов. Эта территория захватывала долину Урюпа (левого притока Чулыма), районы, прилегающие к Божьему и Белому озерам, и на севере доходила до современного г. Ачинска. На запад от Енисея границей кыргызской земли считалась р. Кия (левый приток Чулыма). Политический центр кыргызов был на Белом Июсе, где располагались ставки наиболее влиятельных кыргызских людей и стоял «каменный городок» на расстоянии одного дня пути от современного Божьего озера. Здесь происходили съезды кыргызских князей, на которых решались общие дела. В этническом отношении енисейские кыргызы представляли собой небольшую тюркоязычную группу (в 4—5 тыс. чел.), являвшуюся потомками средневековых енисейских кыргызов, государство которых упомянуто в китайской летописи Танской династии под названием «Хагяс». Политическое устройство кыргызов в начале XVII в. характеризовалось иерархической структурой. Во главе всех кыргызов стоял главный князь, который считался главой кыргызских улусов. Каждый улус возглавлялся своим князем, который имел зависимых от него «улусных людей» из кыргызов и кыштымов.
Собственно кыргызскими по составу населения в рассматриваемое время были улусы Езерский, или Исарский (Десары), кочевья которого распространялись до р. Качи под Красноярском, она называлась Изыр-су — озерская река, а также улус Алтысарский, его княжеская ставка была в Белом Июсе. Позднее (во второй половине XVII в.) в составе кыргызской земли русские документы называют еще Алтырский улус, именуемый иногда «верхними кыргызами», население которого обитало в основном в долине Абакана. Кроме того, к кыргызам стали причислять еще Тубанский улус, расположенный на правобережье Енисея в бассейне р. Улсы (или Тубы). В качестве зависимых от кыргызских князей киштымов русские документы называют тюркоязычных качинцев, агинцев, кызыльцев, аргунов, шустов сагайцев, шориев; кетоязычных аринцев, ястынцев, тинцев, коттов, асанов, самодийскоязычных моторов, кашинцев, камасинцев.
В хозяйственном отношении кыргызы были скотоводами-кочевниками, разводившими лошадей и овец, крупный рогатый скот и даже верблюдов. Скотоводство было пастбищным в течение всего года. Подсобное значение имела горно-степная охота, но не таежная, ибо сами кыргызы рассказывали «живем в степи, а по лесу на лешнях не зверуем и соболей не добываем». Земледелием кыргызы не занимались. Они жили в переносных войлочных юртах и носили овчинные шубы, меховые шапки — «малахаи», а также армяки-халаты из грубой шерстяной ткани. Молоко и мясная пища были основным видом питания, но ели и рыбу, которую в некотором количестве добывали сами. Главным видом транспорта была верховая лошадь, на которую вьючили и груз, как и на верблюда. Лыжами кыргызы почти не пользовались: «…а лыжной де нам ход не за обычай», — говорили они русским людям. Оружием были лук, стрелы и копья. Носили и воинские доспехи — шлем, панцири, куяки. Железное холодное оружие и другие предметы воинского снаряжения кыргызы получали в виде дани от своих киштымов, главным образом шорцев.
В социальном отношении кыргызы были неоднородны. Основным трудовым слоем населения были рядовые скотоводы — улусные мужики. Племенная верхушка состояла из князей, власть которых была наследственной. Князья держали в качестве рабов пленных, захваченных во время набегов. Жестокой эксплуатации подвергались киштымы-данники, за счет которых обогащалась кыргызская верхушка. Кыргызские князья враждебно встретили появление русских людей на Енисее и совершали набеги на мирное русское население.
Имеющиеся данные свидетельствуют, что по религии кыргызы были шаманистами. У них отмечен обычай — при принесении клятвы рассекать собаку и проходить через нее. Был развит обряд трупосожжения, как и у их далеких предков.
Упомянутые выше кыргызские киштымы, большинство которых является ближайшими историческими предками современных хакасов, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Качинцы, как свидетельствуют их предания, в некоторой своей части были потомками тюркоязычных татар, пришедших под Красноярск с Тобола и Иртыша после освобождения их из-под ига Кучума. Они были скотоводами-кочевниками, которые занимались понемногу и земледелием, сея ячмень и дикую гречиху (курлак). Большую роль в их хозяйстве играли охота на пушного таежного зверя и заготовка корней сараны. Они жили сначала преимущественно по р. Качи, по соседству и вперемежку с аринцами. Аринцы расселялись по Енисею ниже р. Качи, затем в верховьях Кети, рекам Ускату и Бузиму. Это были скотоводы-«конники», в жизни которых большое значение имели охота на пушного зверя и примитивное земледелие с мелкими посевами ячменя и гречихи. Кызыльцы и ачины, к и некоторые другие мелкие группы бассейна Чулыма, занимались скотоводством, земледелием и охотой на пушного зверя. По преданиям, сохранившимся у кызыльцев, они пришли на Чулым с рек Ишима и Тобола после падения Сибирского ханства, где они находились под властью Кучума. Скотоводческая группа тюркоязычных сагайцев кочевала в верховьях Июса и Томи. Котты и асаны говорили на языке, родственном языку современных кетов. Это были типичные таежные охотники. Котты жили в бассейне р. Кана, а асаны — в близком с ними соседстве по р. Усолке, впадающей в р. Тасееву. По р. Мане обитали самодийскоязычные камасинцы, основным занятием которых была охота. Они разводили для верховой езды оленей, при помощи которых передвигались по горной тайге в поисках зверя. По религии все эти группы были шаманистами.
Енисейские кыргызы оставались на своих местах только до начала XVIII в. С этого времени большая их часть была насильственно переселена в Джунгарию (в долину р. Или) по приказу джунгарского хана Цэван-Рабтана, считавшего их своими данниками.