Разбойный приказ являлся карательным органом в отношении людей, которые совершали разбой. В начале это были убийцы-рецидивисты, но позднее к ним присоединились и «тати» (воры). Данное учреждение существовало в период с 16 по 17 век и играло важную роль во внутренней политике государства.
Орган управления впервые упоминается в 1571 году, в период правления Ивана Грозного и существует вплоть до 18 века на постоянной основе. Однако в Актах 1539 года существовало упоминание о московских боярах, которым были доверены «разбойные дела», а в 1555-1556 году известно о составлении Указной книги Разбойного приказа.
В состав разбойного приказа входили следующие лица: окольничий, либо боярин, а также представители дворянства и духовенства. Наиболее известными представителями, которые возглавляли приказ являлись Борис Репнин и Иван Дашков. Оба возглавляли данную инстанцию в 17 веке: Борис Репнин в начале столетия, а Дашков с 1670 года.
Приказ рассматривал все уголовные дела в «Приказных избах» и контролировал их ведение, а также являлся инстанцией где разбирались преступления. Вся страна за исключением Москвы и её окрестностей была под контролем «Разбойного приказа». В столице эти функции было поручено «Земскому приказу». Лишь в период начиная с 1681 и заканчивая 1687 годом «Разбойный приказ» мог выполнять свои полномочия в Москве.
В ноябре 1682 года он переименовывается в Разбойный сыскной приказ. А год спустя известен, как «Сыскной приказ», но с 1689 года он вновь стал именоваться, как «Разбойный приказ» и позднее вновь его название было изменено на «Сыскной приказ». Позже в тот период, когда Россия вступила в 18 век данная инстанция была упразднена в период правления Петра Великого.
Основной статьёй доходов «Разбойного приказа» считалось взимание штрафа, который платили люди, когда закрывали глаза на совершённые правонарушения и не бросились в погоню за нарушителем порядка, не докладывали в правоохранительный орган информацию о прибывающих в городе татей и разбойниках. За это служивый люд платил денежный налог в размере полтины с человека. В статью расходов можно включить строительство тюрем и других мест для заключения преступников.
К сожалению, о деятельности «Разбойного приказа» известно немногое. Архивных сведений данной организации не сохранилось и лишь в трудах некоторых авторов мы можем поверхностно узнать о роли этого Приказа в жизни государства.
Известно, что архивные источники данной организации были уничтожены из-за пожаров 1547 и 1626 года, перевозки документации в новое место, а также плохих условий хранения. Это нанесло огромный ущерб документации, данную теорию выдвинул учёный С.Б Веселовский.
В Уложении 1649 года Разбойному приказу уделяется особое внимание. В специальной главе «О разбойных и татиных делех», где насчитывается 104 статьи подробно изложены функции и порядок действий этого органа. Эта глава является по сути служебной инструкцией.
Но даже существующие данные позволяют предполагать более полный перечень функций «Разбойного приказа»: контроль за деятельностью местных губных органов, а после Смутного времени выступал в качестве судебного органа если судью подозревали в поддержке одного из участников с целью получения взятки и выступали в качестве оплота действующей власти на законодательном уровне.