Лишь небольшая часть славянских племен поселяется на территории, где уже существует церковная организация, уже христианское население, которое находится в постоянном контакте с Балканами или Панонией. Христианство было введено среди славян по внешней инициативе благодаря действиям некоторых миссионеров. Император Ираклий (610-641) пригласит сербов и хорватов перебраться на византийские территории, чтобы сражаться с аварами, он будет продолжать крестить их, отправляя христиан из Рима (архиепископа и епископа), но с менее хорошими результатами.
Император Василий I возобновит усилия по христианизации сербов к 870 году. Процесс привлечения новых членов будет тихим, и поэтому исторические источники не фиксируют его, только когда речь заходит о впечатляющих крещениях правителей. Политическое измерение конверсии, работа миссионеров и организация церковной иерархии определят конкуренцию между Римом, Константинополем и Франкской империей, в Великой Моравии и Болгарии в десятилетии 9-го века. В Моравии Маре франки поселились вместо Моджимира, его племянника Ростислава (840). Он хотел избежать давления со стороны Германии и попросил миссионеров византийского императора Михаила III христианизировать славянский народ, желая получить собственную церковную юрисдикцию.
В это время начинает активно развиваться иконопись, формируются основные приемы и методы. Изготовление икон иконописцами развивалось, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь Христианства — Православие. Миниатюрные иконки позволяли активно приобщать восточных славян к православной вере. Заказать миниатюрные иконы ручной работы вы можете в художественной мастерской «Наследие» https://artnasledie.ru/miniatjurnaja-ikona_107/.
В 863 году братья Кирилл и Мефодий были отправлены императором в Болгарию, которая не была христианской. Существовали две разные языческие традиции — одна славянская и одна протобульгарская. Ростислав спросил у 862 миссионеров, способных проповедовать на славянском языке. Латинское духовенство усмотрело в этом ограничение влияния церкви в Риме. В то же время «Борис Инн» из Болгарии объявит о своей готовности принять христианство и крестить своих людей, пытающихся уехать из Константинополя и приблизиться к папе из Рима. Но когда стало очевидно, что только папа согласился принять церковную организацию так, как хотел Борис, было достигнуто соглашение с византийским императором.
Нерешительность болгарской гостиницы создаст кризис в отношениях между Римом и Константинополем, потому что вопросы права и компетенции добавляют доктринальным вопросам к Святому Духу, который позже будет играть более важную роль в отношениях между двумя церквями. Подвергнутый политическому давлению, болгарская гостиница в конце концов получит византийское крещение в 864 году, получив свое имя от Михаила как императора, который также родился.
Обращение сербов в христианство было сделано примерно в тот же период и приписывается императору Василию I (867-887). Христианские имена некоторых членов королевского дома (Петр, Стефан) были даны принцам, родившимся в то время.
Фактически христианизация славян в южных и центральных районах была завершена, оставаясь важной частью к северу и востоку от миссионерских центров. На территориях славянских поляков принятие христианства или сохранение язычества будет отложено примерно на столетие. Была также языческая реакция на территориях, где население уже было христианским. В Каринтии, около саксов, реакция была связана с местными восстаниями против усиления влияния франков (в 763 и 769 гг.). В Болгарии под властью сына Бориса Михаила Владимир (889-893) пришел к увольнению священников, к сожжению церквей и к общественному требованию возвращения к язычеству. Борису Михаилу пришлось покинуть монастырь, в котором он удалился, чтобы заставить его отказаться от царя и принять своего младшего сына Симеона, который получил образование в Византии. Эти реакции не изменили ход событий, но они подчеркнули сильные языческие воспоминания.
В некоторых частях славянских поляков языческие обряды сохранялись долгое время, поклонение совершалось на лугах, и почти у каждого племени были идолы и храмы, украшенные идолами и анимистическими символами. В северных славянах были также священники, которые были посредниками между людьми и божеством, проповедуя и принося жертвы. В X-XIII веках в славянской области положительные атрибуты божеств оставлялись христианскому святому, а отрицательные — демонам. Со временем эти низшие божества войдут в фольклор, и священные места и идолы будут заменены церквями или часовнями, даже если старые языческие верования все еще находятся в фольклоре.
В Моравии византийские миссионеры-братья Константин и Мефодий создали специальный алфавит, адаптированный к славянскому языку (глаголицу); они будут переводить необходимые литургические и библейские тексты и некоторые катехизические тексты, обучая учеников и способствуя восстановлению христианства в стране, в которой уже было построено значительное количество церквей, даже из камня. Их деятельность встретит равнодушие и сопротивление существующего духовенства. Людовик Германик готовил войну против Моравии и князя Ростислава, который (озабоченный франкским вторжением) направлялся в Византию и был поклонником творчества Кирилла и Мефодия. Их действия достигнут даже значительного консенсуса и будут очень хорошо приняты в Кочеле, принце Нижней Панонии, потому что два брата посетят по пути мощи святого Климента (из Херсона, Крым). В Риме, где они получат благословение за свою работу и потребуют освящения учеников. Это было полное признание славянского языка. Умер после Константина (который был как монах Кирилл), Мефодий получает новое назначение архиепископа Сирмия, как посланник папы среди славян, и центр его миссии направляется на юг, в страну Кочеля и на франко-болгарскую границу.
В Панонии Мефодий встретится с оппозицией епископа Баварии, в чьей юрисдикции он находился: он был заключен в монастырь и освобожден только при вмешательстве папы. В последний период миссионерской деятельности в Моравии трудности усугублялись, несмотря на то, что страна под предводительством князя Святополка (871-894) Ростислава расширялась, охватывая славян от Карпат до Тимиса. Однако лишь на короткое время Мефодий будет управлять Великой Моравией и своим переводчиком распространяет миссионерскую работу своего брата.
Сопротивление латинского духовенства, влияние папы, а также политические амбиции Сватопулька, которые были поставлены под прямую защиту святого Петра и Рима, ослабили бы положение Мефодия, и после его смерти в 895 году результаты его двадцатилетней миссионерской работы будут проиграть в скором времени. Они, однако, будут выполнять историческую миссию мирового значения, поскольку их ученики, изгнанные из Центральной Европы даже через вмешательство Папского Суверена (по политическим или религиозным причинам), найдут благоприятную атмосферу в Болгарии, которая была недавно евангелизирована. Христианство отменило многие старые различия между славянами. Они дали с новым письмом и новым языком мощное средство интеграции, они открыли путь утверждения христианских идей и моделей, принципов права и институтов, но в то же время они ввели даже новые различия и новое подразделение. Со второй половины 9-го века, когда большая часть славян должна была быть обращена, христианский мир имел консолидированное учение, великую литературную традицию, стабильные модели организации и стандартизированные формы поклонения и дисциплины. Различия в догмах и литургической практике вызвали, среди прочего, разрушение христианского единства в середине одиннадцатого века.
Для эволюции славян существовали различия в представлениях о литургическом языке и церковной литературе. Большой авторитет имела идея времен Константина и Мефодия, после которой только три языка были достойны использования в богослужении: арамейский, греческий, латинский. Но эта доктрина также была оспорена в «Жизни св. Константина», она была названа «трехъязычной ересью». Византийская помощь, оказанная славянской миссии, была, таким образом, выражением конкретизации политических интересов, чем общее положение Церкви в Византии, которая на своей территории решительно поддерживала греческий язык и украшала большую часть славян, порабощенных и христианских ранее. Славянский язык как литургический язык был введен в более ограниченных районах Хорватии, на побережье и на островах. Совет Спалато (925-927) постановил, что тот, кто не знает латыни, не может быть священником. В Болгарии славянский язык как культовый язык будет процветать в течение двух веков.
Окончательная стабилизация христианства среди славян приведет, в итоге, к новому разделению между теми, кто признал себя в литургической латыни, и теми, кто следовал за славянской литургией. Область славянской литургии включала бы Россию после ее христианства, а с 14-го века даже валлахи и Молдавию, где в епископатах, подчиняющихся Константинопольскому патриархату, будет развиваться церковная жизнь с богослужением на славянском языке.
Как священный язык, для которого разделение между популярным языком латинского происхождения и литургическим языком, славянским языком, будет оставаться характерной чертой этих стран для этих аспектов вплоть до 19-го века. Латинская часть христиан-славян будет интегрирована после преобразования в Венгрию католицизма и его связи с Римом около 1000 года. В переходной зоне между двумя регионами (латинской и греческой) останется центр западной половины Балканского полуострова, то есть территория боснийского государства. и сербский, где восточные и западные церкви были в контакте здесь, так что была историческая граница между католицизмом и православием.