ЗАЯЦ
Страшные похороны
Один мужик работал на промысле, и пошел он на побывку к жене. Пока суд да дело, дождался вечера и потащился на ночь глядя, хотя остерегали его сотоварищи.
Вот уже недалеко осталось до родного села, идет он сквозь частый березняк. И вдруг видит: полна полянка, видом все как монахи, их больше десяти, и несут гроб на жердях. Пригляделся — да это зайцы! Только какие-то очень большие, с человека ростом, и на задних лапах идут. В точности как люди, но слегка прихрамывают. Сзади одна зайчиха, тоже хромая, сильно ревет; как ступит, так и падает на гроб она, словно женщина в горе. А другие никто не ревут, а поют что-то вполголоса, и уныло так.
Мужик наш окаменел от страха. По счастью, в его сторону никто не взглянул. Стоял он, пока зайцы не прошли, только спины едва-едва видны, а потом кинулся бежать напролом, вперед.
Наконец добежал он до своих окон, аж вся рубаха хоть выжми. Зашел в дом, зуб на зуб не попадает. А ему говорят:
— Что с тобой?
— На медведя, — отвечает, — нарвался!
Не сказал про странных зайцев, остерегся. Ему еще дед покойный наказывал, что ежели такую мороку увидал, молчи до самой кончины, не то воротится нечистое — тогда уж точно несдобровать.
Минуло почти полвека. Давно уж состарился этот мужик, правнуков дождался. И вот однажды в подпитии не утерпел — рассказал детишкам про странные заячьи похороны. И что же? Наутро нашли его в том березняке мертвым. Да к тому же лежащим в гробу, что покоился на двух жердях. А рядом заячьи следы, только огромные, с человечью ногу.
Похоронили его, конечно, как полагается, но в тот заячий березняк никто больше ходить не решался: кому охота с нечистой силой связываться?
Почти во всех сказаниях заяц — это воплощение слабости и робости. «По лесу-лесу лисье жаркое в шубейке бежит!» — загадывают про него. «Труслив, как заяц!» — говорят в просторечии о робких не в меру людях. Зовут этого трусишку-зверька, белого зимой, серого по осени, рыжего летом, — косым. Все поговорки о нем — охотничьи. «Коня положу, да зайку ухожу!«, «Не дорог конь — дорог заяц!«, «Покуда зайца догонишь — с пару зайдешься!«, «Рубль бежит — сто догоняют!«. Перебежит косой заяц дорогу — лучше вернуться домой, по охотничьей примете, а то никакого толку не будет весь день. Трусоват заяц, а есть на свете и другой зверь, что — по народному слову — и его боится: лягушка, прячущаяся в своей болотине при виде такого страшилища… В песнях зайцу-трусу посчастливилось, — не косым зовут там его, а заинькой величают.
Заяц не только воплощение трусости, но и олицетворение быстроты. Потому-то быстрое, едва уловимое мелькание отблеска солнечных лучей на стенах, потолке и полу называется зайчиком. Это название относится в народе и к синим огонькам, перебегающим по горящим угольям.
Удивительно, но заяц издревле был еще и воплощением сладострастия, ярой мужской силы. Не зря же в одной из хороводных песен поется:
Заюшка, с кем ты спал да ночевал,
Беленький, с кем ты спал да ночевал? —
Спал, я, спал я, пане мой,
Спал я, спал, сердце мой,
У Катюхи — на руке,
У Марюхи — на грудях,
А у Дуньки вдовиной на всем животе.
До сих пор в народе верят: зайца увидеть во сне — к скорой беременности. А у южных славян для этого надо выпить кровь молодого зайца. Но есть зайчатину беременным женщинам вредно — у ребенка могут быть косые глаза!
На свадьбах нередко поют песни про зайцев — это связано с обрядом первой брачной ночи и определением девственности невесты. При разговоре о многодетности непременно упоминают это животное — о женщине говорят: «Плодовита, как зайчиха«.
При всей своей безобидности заяц связан с нечистой силой (не зря же он охраняет в сказках Кощееву смерть). Лешие охотно играют на зайцев между собой в карты и перегоняют целые стаи их из леса в лес, от проигравшего к выигравшему. В заговорах охотники обращаются к зайцу, прося привести зверя в их ловушки. При этом простонародное суеверие не советует вспоминать о зайце во время купанья: водяной его терпеть не может и способен утопить неосторожного.
Зайцы бывают и оборотнями: в виде огромного трехногого или хромого зайца может появиться леший или сам черт (его иногда изображают с заячьим хвостиком). Зайца-оборотня не берут пули, он заманивает человека в непроходимую чащу и исчезает в вихре — с шумом, хохотом и ужасным зловонием. Им могут скидываться ведьмы и колдуны, даже домовой является порою в образе черного зайца. Отсюда и запрет употреблять в пищу зайчатину — как мясо «нечистое».
Все приметы, связанные с зайцем, сулят человеку беду: перебежит дорогу охотнику или рыбаку — неудача в ловле, забежит в строящийся дом или мелькнет вблизи жилья — к пожару. Между прочим, широко известна история о том, как находившийся в Михайловском А.С. Пушкин собирался в декабре 1825 года, накануне событий на Сенатской площади, ехать в Петербург, но путь его экипажу перебежал заяц, и суеверный поэт вернулся. Этим он, вполне возможно, спасся либо от смерти, либо от ссылки в Сибирь.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"