САГИ О ДРЕВНИХ ВРЕМЕНАХ

САГИ О ДРЕВНИХ ВРЕМЕНАХ

  Саги о древних временах (Fornaldarsögur, от forn öld — древнее, мифическое время) появились в конце XII в., бурное их развитие приходится на XIII и XIV вв., хотя отдельные сказания или сюжеты, на основе которых они возникли, существовали и раньше в устной традиции. Термин Fornaldarsögur не встречается в древнеисландских текстах. Он был создан первым издателем этого вида саг К. Равном для характеристики публикуемых им произведений.

  Как следует из самого названия данного вида саг, в основе его выделения лежит в первую очередь хронологический признак. По определению К. Равна, это «саги, рассказывающие о тех событиях, которые произошли в северных странах, прежде чем в IX в. была заселена Исландия, или, другими словами, ранее того времени, когда появляются достоверные рассказы». Исходя из сюжетики публикуемых саг, Равн различает саги, основанные на древних северных сказаниях, саги, построенные на рассказах исландцев о заморских приключениях, и «приукрашенные сказания», т.е. саги, сюжет которых включает большое количество сказочно-фантастических элементов. Анализ структурных, художественных и лексико-стилистических особенностей саг о древних временах показал, что они действительно имеют общие черты, в первую очередь четкую структуру повествования, отличную от других видов саг.

  В современном саговедении саги о древних временах делятся на несколько групп, исходя из их сюжетики (Schier. 1970. S. 72-78). К первой группе относятся героические саги (или собственно саги о древних временах), сюжеты которых восходят к героическому эпосу германцев. Число этих саг невелико. Долгое время они рассматривались как начальная стадия жанра исландской саги в целом. В них рассказывается о судьбах знатных древнегерманских или древнескандинавских родов в эпоху Великого переселения народов (IV-VI вв.). Таковы, например, «Сага о Хервёр и конунге Хейдреке», повествующая о борьбе готов и гуннов, или «Сага о Вёлсунгах», посвященная истории рода Нифлунгов (Нибелунгов).

  Вторую группу саг, по классификации Шира, составляют викингские саги, повествующие о странствиях героев в чужих странах в поисках славы, богатства и приключений. Время действия в них обычно отнесено к эпохе викингов. Географический фон, на котором развиваются события саги, — территории, часто посещавшиеся викингами: Британия, Франция, Италия, Византия, Русь. Некоторые персонажи имеют реальные прототипы, а описываемые эпизоды зачастую могут быть соотнесены с известными историческими событиями.

  Наиболее многочисленна третья группа — приключенческие саги — рассказы о путешествиях, во время которых герои попадают как в реальные, так и в вымышленные страны, где они встречаются с необычными, часто сверхъестественными существами и испытывают волшебные превращения. В сюжетике саг доминируют сказочные мотивы.

  Границы между этими группами саг, в особенности между второй и третьей, весьма зыбки. Так, промежуточное положение между героическими и викингскими сагами занимают «Сага о Хервёр и конунге Хейдреке» и «Сага об Асмунде Убийце Победителей», между викингскими и приключенческими — «Сага о Кетиле Лососе», «Сага о Гриме Мохнатая Щека». Некоторые саги (например, «Сага о Рагнаре Кожаные Штаны») обладают чертами разных групп, что не позволяет однозначно классифицировать их.

  По своим художественным особенностям эти саги значительно отличаются от родовых и королевских. Все саги о древних временах анонимны. Это сближает их в первую очередь с сагами об исландцах, авторы которых неизвестны, и отличает от королевских саг, имена авторов которых в ряде случаев засвидетельствованы.

  При кажущемся разнообразии повествований композиция большинства саг о древних временах строится по общей схеме: введение, обычно сообщающее генеалогию героев и описывающее отношения между ними; рассказ о юности героя; объяснение причин его отъезда из страны; рассказ о приключениях в чужой стране; заключительная часть, чаще всего описание успешного возвращения героя домой.

  Содержание сводится к крайне ограниченному набору сюжетных мотивов, общих для фольклора разных стран: путешествия в отдаленные земли, военные походы, сватовство, битвы с великанами, оборотнями, драконами. Сюжетные особенности определяют образную систему саг о древних временах. Центральный персонаж большинства из них — конунг или сын конунга, известный викинг, нередко имеющий исторический прототип. Сложное переплетение реалистических и сказочно-фантастических элементов является одним из основных отличительных признаков этой группы саг, хотя оно присуще не только сагам о древних временах. Сверхъестественное выступает в сагах как само собой разумеющееся, равноценное реальным событиям. Маршрут героев саг о древних временах, отправляющихся на Русь из Скандинавии, пролегает как по достоверно локализуемым местностям (Восточной Швеции, Восточной Прибалтике, Карелии, Кольскому полуострову и др.), так и по вымышленным странам, населенным великанами, колдунами, песьеглавцами, амазонками, циклопами, сведения о которых черпались как в собственной традиции, так и в античной и западноевропейской ученой литературе. В то же время рассказы о событиях, вызывавших особый интерес, в частности, описания подготовки к бою и самих морских и сухопутных сражений, обстоятельны, насыщены множеством правдоподобных деталей, что не исключает возможности введения в них вымышленных элементов.

  Несмотря на легендарно-фантастический характер саг о древних временах, в основе сюжета некоторых из них выделяется историческое ядро, вокруг которого строится повествование. Так, в «Саге об Ингваре» — это поход хёвдинга Ингвара на восток, в «Саге об Одде Стреле» — путешествие Одда в Бьярмаланд. Зачастую сюжеты саг данного вида многослойны; в них используется несколько исторических сюжетов разного времени, которые легко сочетаются со сказочными. Сюжеты для своих произведений авторы саг о древних временах черпали как из письменных текстов, так и из устной традиции.

  В сагах о древних временах присутствует большое количество исторически достоверных реалий, в первую очередь личных имен, а также действительно существовавших топонимов. Все эти элементы создают условный квазиисторический фон, отражающий представления составителей саг об исторической обстановке, географической локализации и хронологической привязке сюжета произведения.

  Включенные в данный раздел произведения принадлежат к викинг-ским и приключенческим сагам о древних временах. Выстроенные в соответствии с предполагаемым временем их создания, они позволяют проследить за тем, как меняется характер сюжетов, исторические описания постепенно уступают место вымышленным и сказочным. Такой характер памятников обусловил иной, чем в Частях V, VI и VII, принцип публикации фрагментов саг о древних временах, потребовавший введения более широкого контекста. Пересказы предшествующего или последующего сюжета произведения, которые даются в квадратных скобках, восполняют те части сюжета, где информации о Восточной Европе нет или она незначительна, и помогают увидеть фантастически-сказочное обрамление, в которое введены сведения о Древней Руси. Легендарность сюжетов саг о древних временах, создававшихся в XIII-XIV вв., существенно снижает достоверность включенных в них сведений и заставляет пользоваться ими с крайней осторожностью, предваряя любое обращение к ним источниковедческим анализом.

САГИ О ДРЕВНИХ ВРЕМЕНАХ

«Сага об Ингваре Путешественнике»
«Сага о Хрольве Гаутрекссоне»
«Сага о Гаутреке»
«Сага об Одде Стреле»
«Сага о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвссоне»
«Сага о Хрольве Пешеходе»
«Сага о Хальвдане Эйстейнссоне»
«Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков»

Книга о занятии земли Саги о древних временах Сага об Ингваре Путешественнике

САГИ О ДРЕВНИХ ВРЕМЕНАХ