СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Первобытное общество  Праздники — важнейшая составляющая часть жизни любого народа. С одной, стороны без праздников жизнь человека превращается в унылую череду будничных обязанностей, трудов и забот и в конечном итоге становится малоосмысленным, однообразным и безрадостным существованием. С другой стороны, патриархальность крестьянского быта определялась именно обыденностью домашнего существования в рамках замкнутого мирка, а праздники были ярким, хотя и кратковременным нарушением упорядоченной жизни, далеко не всегда добродетельным и благопристойным с точки зрения традиционной морали. Но в любом случае праздник был и остается одним из наиболее действенных средств влияния на духовный мир человека.

  Праздничных дней в славянских странах до революционных преобразований начала XX в. было достаточно много — в частности в России их число к 1913 г. составляло около 140. Наиболее любопытным как с научной, так и с познавательной точек зрения являются происхождение и эволюция этих праздников, и именно этот аспект наиболее сложен для исследования.

  Основная проблема в изучении праздников состоит в том, что большая часть из них исконно несет в себе древнейшие элементы, основанные на представлениях протославян о сущности природных явлений, времен года, происхождении жизни, плодородии, а также о понятиях наивной космогонии. Все без исключения древние славянские праздники впоследствии подверглись мощному воздействию, в первую очередь со стороны христианской церкви, а в ряде стран, таких, как Болгария и Албания, — и со стороны ислама. Стремясь искоренить вместе с древними праздниками и язычество в принципе, Церковь использовала достаточно эффективный метод подмены понятий — так, практически все праздники урожая, весны, солнцестояния и солнцеворота были искусственно приурочены к более-менее соответствующим по времени и содержанию христианским праздникам. В этой связи сроки некоторых христианских праздников даже были принудительно изменены, что противоречит христианскому канону.

  Впрочем, ортодоксальное христианское вероучение никогда не воспринималось славянами в полной мере. Низведенные до бытового понимания основные христианские установления причудливо переплетались с местными верованиями, простонародным мистицизмом, представлениями о магии и колдовстве. Эта смесь была щедро разбавлена широко распространенными в народе христианскими апокрифами, сказками и преданиями богомилов и павликан, собственными фантазиями крестьян на Божественные темы. Слияние примитивного христианства с традиционными верованиями оказалось столь прочным, что в ряде случаев Церковь была вынуждена попросту закрыть глаза на такие народные праздники, как Святки, Купала, Масленица.

  Синтетические и чисто народные праздники не исключали и православных (а в Западной Европе — католических и протестантских) праздников. Эти праздники стали искусственно насаждаться сразу после прихода в славянскую Европу христианства (в VII—X вв.), однако укоренились они в народной среде лишь в кон. XVI — нач. XVII веков, и это естественно, так как эти праздники проводились преимущественно в честь событий евангельской истории, особо чтимых святых и икон, т.е. понятий, изначально не воспринимавшихся народом как праздничные. В то же время торжественность официальных церковных праздников всегда поражала воображение простонародья и однозначно привлекала к себе внимание, особенно с развитием государственной Церкви.

  Еще труднее приживались гражданские праздники, наподобие введенного Петром I Нового года. Их зарождение в Восточной Европе началось лишь в XVI в. и было связано с развитием самодержавной власти, закрепляющей свою исключительность, в том числе и через общенародные гражданские праздники в честь тезоименитства, воинских побед, объявления тех или иных гражданских свобод.

  Весь комплекс славянских праздников представлял собой определенную иерархию, весьма различавшихся даже среди близкородственных народов. На большей части славянских территорий основным праздником в иерархии, сложившейся ко 2-й половине II тысячелетия, была Пасха, на меньшей — Рождество Христово. Остальные праздники были не так важны и не всегда имели широкое распространение, напр. на европейской территории России были общеприняты престольные, или храмовые, праздники, проводившиеся в честь святых покровителей конкретной местности.

  Наряду с полноценными праздниками в народе отмечались так называемые полупраздники, связанные, как правило, с канунами больших праздников, а также проводившиеся в честь покровителей ремесел либо сроков полевых работ. Также широко распространено было в народной среде так называемое попразднство — промежуточное состояние между большим загульным праздником и состоянием будничной жизни.

  В корне неверно представлять праздники лишь в современном их значении, т.е. как время отдыха, возлияний, развлечений. Праздник изначально являлся в первую очередь комплексом обрядов и связанных с ними поверий, а уже как дополнение к этому появилось временное прекращение ежедневных трудов, обильная пища и алкоголь. Зачастую праздники, напротив, могли быть связаны с трудом или ограничениями в пище.

  В тесной связи с праздниками находятся народные поверья, былины, обычаи и мифология в целом. В представлении народа каждый праздник неразрывно объединен с обрядом, с внешней стороной действа, что, вероятно, и явилось основной причиной сложности искоренения Церковью подлинно народных празднеств. Именно праздничные обряды дают бесценный материал для этнографических и религиоведческих исследований, так как сам по себе праздник может многократно сменить свое название и даже содержание, но связанные с ним обряды обычно меняются гораздо медленнее, хотя со временем могут и утратить свое исконное значение, приняв чисто символическую форму.

  Обряд — это тот элемент праздника, который в большинстве случаев несет мощный мистический заряд, уходящий корнями в древнейшие представления людей о рождении и смерти, годовом цикле, потустороннем мире. К XIX в. мистическая сторона праздничной обрядности была в большей степени утрачена, однако само исполнение обрядов зачастую осталось неизменным до наших дней.

  Праздник и по существу и по форме — сугубо коллективное действо, в которое вовлечены большие массы народа, поэтому благодаря образовательной, сопереживательной, релаксационной функциям значение праздника в жизни людей, этноса трудно переоценить прежде всего в качестве объединяющей силы. Являясь важной частью каждой развитой культуры, он стал основой для социологов, этнографов, религиоведов при изучении жизни человеческого общества на разных этапах его развития.

  В предлагаемой разделе сайта описаны праздники, отмечавшиеся в разное время на территории, занимаемой современными славянами, — от Болгарии до Ледовитого океана, от Дуная до Урала. Рассмотрено три вида праздников: народные, церковные и гражданские, а также связанные с ними обряды, предания, приметы, былички и другие формы народного творчества. Исследование праздника именно в таких проекциях имеет огромное значение для возрождения и формирования общеславянского самосознания в современном мире.

  Географические границы исследования определены сложностью и малой изученностью этнографических материалов на территории, занимаемой славянами. Хронологические рамки книги от неолита до наших дней обусловлены имеющимся научным материалом, который, к сожалению, в большей части уничтожен Церковью и светскими властями в минувшие века. Отсутствие научных материалов о праздниках и их происхождении до XV в. вынуждает основываться преимущественно на научных гипотезах, житийной литературе и поучениях Отцов Церкви против язычества.