Царскосельский музей-лицей

История образования Царскосельского Императорского музея (наименование учреждения до его закрытия) относится к временам правления Александра I. Приказ о создании проекта лицея был поручен Михаилу Михайловичу Сперанскому, реформатору и государственному деятелю, который пользовался большим доверием у императора. Основной идеей создания музея было: основать первое учебное заведение с европейскими методами образования.

Указ об учреждении лицея был подписан в 1810 году, в августе. Предполагалось, что обучаться будут только дети дворянских семей, которые впоследствии смогут принести пользу государству и стать активными ее деятелями.

Главной образовательной задачей, ставшей во главу лицея, было развивать у учеников навык мыслить самостоятельно, постоянно совершенствовать умственные способности, и не следовать общепринятым идеям, а создавать свои, которые послужили бы на благо государству. Обучение и работа в интернете без вложений в современном мире становится вполне реальной и обыденной вещью, однако в 19 веке получить образование мог далеко не каждый гражданин России.

Программа обучения была, во многом, направлена на подготовку государственных чиновников, которые занимали бы самые высшие должности. Основными направлениями обучения были гуманитарное и военное, но первому отдавалось большее предпочтение, так как оно позволяло развивать у учеников навык критического мышления.

Жизнь лицея и его известные ученики

Царскосельский Императорский музей являлся закрытым учреждением: ученики не могли покинуть его во время учебного года. Одежда, форма лицеистов была единая для всех, отличался лишь цвет петлиц: у старшего курса они были золотые, а для младшего их вышивали серебряными нитями.

Большое значение выделялось воспитательным мерам учеников. Как только они попадали в лицей, они не могли видеться со своими родными. Причина достаточно интересная. В лицее очень важным принципом было воспитание уважения учеников не только к тем, кто относился к их сословию, но и к тем, кто стоял ниже – крепостные, прислуга. Поскольку все лицеисты были из высшего сословия и они могли дома наблюдать за крепостными, то с целью воспитать в них иное отношение к людям, ученикам не разрешалось покидать лицей.

Учениками и выпускниками Царскосельского лицея были различные люди, чьи имена занесены посмертно в историю России и известны по всему миру. Это различные писатели, поэты, художники, чиновники, офицеры и т. д.

Вот имена некоторых из них:

1. А. С. Пушкин;

2. П. Ф. Саврасов;

3. М. Е. Салтыков-Щедрин;

4. И. И. Пущин;

5. А. П. Бакунин и т. д.

Выпускники Царскосельского лицея способны были, по его окончании, читать подлинные труды, написанные Цицероном и Вергилием. Так же, во время очередного выпуска, существовала традиция разбивать чугунный колокол, а его осколки дарить бывшим ученикам в память о лицее.

Закрытие Императорского Царскосельского лицея и интересные факты

Лицей просуществовал более ста лет, но в 1918 году он был закрыт. Данное решение принял Совет Народных Депутатов и реорганизовал здание под техникум. Многие лицеисты, выпускники, в связи с коренным переломом, произошедшим в стране в XX веке, были репрессированы.

Переулок, который проходил вдоль лицея был переименован в Лицейский. Техникум на месте лицея просуществовал недолгое время и в 1974 году был открыт Царскосельский музей-лицей.

С существованием лицея связано несколько интересных фактов. Например, в учебном заведении не существовало телесных наказаний, что было закреплено в его уставе. Несмотря на то, что основное количество лицеистов – выходцы из дворянских семей, но отбор по экзаменам мог пройти каждый желающий, чтобы учиться в лицее. В учреждении существовала строгая дисциплина и расписание дня.