ИБН А’САМ АЛ-КУФИ

ИБН А’САМ АЛ-КУФИ

  Об авторе нет сведений; известен лишь год смерти — 314/926-27 г. Исследователи полагают, что имя автора не стало популярным в арабской литературе вследствие его шиитских воззрений, ярко выраженных в «Книге завоеваний» («Китаб ал-футух»). Сочинение ал-Куфи содержит подробное, связное, недатированное повествование об арабо-хазарских войнах. До находки арабского варианта «Книги завоеваний» был известен ее персидский перевод, а отдельные фрагменты — по сочинениям Бал’ами, Ибн ал-Асира и «Дербент-наме». Единственная рукопись труда ал-Куфи сохранилась в одном из музейных хранилищ Стамбула. В ней имеются самые полные сведения о походе Марвана ибн Мухаммада в земли хазар. Историки отмечали легендарность некоторых материалов, что тоже стало причиной его непопулярности в мусульманском мире.

  Исследователи познакомились с данными ал-Куфи сначала по фрагментам (Ибн Фадлан/Тоган. С. 396-402); во второй половине XX в. труд был полностью издан.

  Издание: Kitabu’l Futuh by Abu Muhammad Ahmad ibn A’tham al-Kufi / Ed. by Sayid Abdu’l Wahhab Bukhari. Hyderabad, 1974-1976. Vol. 1-8.

  Переводы фрагментов: Куфи 1981; Гараева 2002. С. 454-458, 464-469.

  Литература: Ибн Фадлан 1939. С. 296-402; Ибн Фадлан/Тоган; Kurat 1949; Куфи 1981; Гараева 1997; Гараева 2002.

КНИГА ЗАВОЕВАНИЙ

  Говорит [автор]: После этого (смотра войск под городом Семендер. — Т.К.) войска (мусульман. — Т.К.) выступили и вскоре достигли города ал-Байда’, в котором пребывал хакан, царь хазар. Говорит [автор]: хакан стал убегать от Марвана и вскоре добрался до гор. Марвану и мусульманам в стране хазар сопутствовал успех, и они достигли даже земель, расположенных за Хазарией. Затем они совершили набег на славян и на другие соседние племена безбожников и захватили из них 20 тысяч семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до реки славян1 (…).

(Перевод 3.М. Буниятова по: Куфи 1981. С. 50)

 

  Марван (после победоносного похода, завершившегося обращением хазарского хакана в ислам. — Т.К.) направился назад, в сторону города Дербент. В это время с ним было 40 или более тысяч пленных безбожников2. Марван поселил их в местности близ реки, называемой Самур3, и на равнинах, прилегающих к реке Кура4.

(Перевод 3.М. Буниятова по: Куфи 1981. С. 52)

 

Ал-Йа'куби Ибн А'сам ал-Куфи Халифа ибн Хаййат

 


 

КОММЕНТАРИИ

1 В описании похода Марвана на хазар у ал-Балазури и ал-Куфи имеются разногласия: если первый упоминает о пленении тех славян, что находились в момент нападения арабов в земле хазар, то во втором случае речь идет о захвате в плен находившихся по соседству с хазарами славян и представителей других народов и дальнейшем продвижении арабских войск до "реки славян". По этому поводу есть взаимоисключающие мнения. Во-первых, по поводу "реки славян", которую одни исследователи считают Доном, другие — низовьями Волги (см.: Ибн Хордадбех 1986. Примеч. 134) и, следовательно, по-разному описывают маршрут арабских войск под предводительством Марвана. Во-вторых, историки приводят различные доводы за или против столь далекого от тылов движения арабских войск (обзор см.: Новосельцев 1990. С. 183-186; Мишин 2002. С. 43). Наконец, есть мнение, что Марван захватил не славян, а буртасов и представителей других народов среднего Поволжья, названных арабскими авторами сакалиба (славянами) (Ибн Фадлан/Тоган. S. 305), или адыгские племена касогов (Тортика 2006. С. 283-288).

2 Имеются в виду те, кто не привержен вере в единого бога.

3 Река, проходящая по территории Дагестана, частично граничит с Азербайджаном, впадает в Каспий.

4 Ал-Балазури тоже писал о переселении пленных, взятых при походе Марвана, на Кавказ, указывая Кахетию.

 

ИБН А’САМ АЛ-КУФИ