РУССКИЙ МИТРОПОЛИТ
В 1051 году по повелению князя Ярослава Владимировича в Киеве состоялся собор русских епископов и поставил митрополитом русского священника — Илариона. В истории Древней Руси это беспрецедентный случай.
До введения в XVI веке патриаршества во главе Русской церкви стоял митрополит. Его положение в обществе было чрезвычайно высоким, чаще всего он выступал главным советником князя. Византийский патриарх назначал митрополита обычно из греков. Избрание киевским митрополитом русского, без участия константинопольского патриарха и патриаршего совета, собором епископов, было прямым вызовом константинопольскому патриархату, а возможно и всей византийской иерархии. Специалисты объясняют этот шаг несколькими причинами.
В 1043 году между Киевской Русью и Византией шла война. После нее, в 1046-м, хоть и был заключен союз, отношения оставались напряженными, по сути, продолжалось противостояние. Митрополит Феопемпт удалился в Константинополь, и кафедра оставалась вакантной три года. Ярослав, стремившийся, чтобы Русь получила статус равной среди христианских стран, воспользовался такой ситуацией. Совершая поставление митрополита в Киеве, а не в Царьграде, Ярослав и епископы пытались опереться на древнюю христианскую традицию. Согласно установлениям еще Апостольского собора, подтвержденным на последующих Вселенских соборах, для рукоположения епископа или митрополита достаточно было трех или даже двух епископов. Еще один нюанс: византийский император открыто вмешивался в избрание патриархов и митрополитов провинций, добиваясь назначения угодных ему людей, германский император Генрих III лично занимался подбором кандидатов на папский престол. Ярослав посчитал возможным действовать так же.
В это время в самой Византии шло движение за обновление церкви. В монашеской среде, на Афоне, активно обсуждали необходимость ограничения прав патриарха на поставлена митрополитов. Кроме того, с 1043 года патриарший престол занимал Михаил Кируларий, человек властный и бескомпромиссный. Решение собора епископов 1051 года, очевидно, было направлено и против него конкретно, и вписывалось в общий его конфликт с монашеством.
Иларион был священником церкви Святых Апостолов в Берестово — княжеской резиденции близ Киева. Здесь и состоялось его знакомство с князем. Иларион в совершенстве владел греческим языком и хорошо знал в подлиннике творения отцов церкви. Предполагают, что он получил образование в Константинополе или на Афоне, побывал и в католической Европе. Подражая древним палестинским монахам-анахоретам, он вырыл пещерку и ходил туда молиться в одиночестве.
Ярослав приблизил Илариона, и он фактически управлял Русской церковью задолго до того, как стал митрополитом официально. Об этом говорит и то, что во второй половине 1040-х годов в Софии Киевской он произнес торжественное «Слово о Законе и Благодати», где убедительно, доказательно и эмоционально изложил политическую программу Ярослава. Вместе с князем он составлял важный законодательный документ — Церковный устав князя Ярослава, провозгласивший отказ от норм византийского церковного законодательства.
С именем Илариона связано основание Печерского монастыря. В его опустевшей пещерке поселился вернувшийся из Афона инок Антоний. С Иларионом его связывали дружеские отношения. Вскоре отшельников стало 12, они построили церковь и кельи. Через несколько лет на холме у Днепра уже была довольно большая обитель. Предполагают, что сюда вернулся доживать свои дни Иларион, покинув кафедру митрополита после смерти Ярослава.