СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ
Этот храм, хоть и значительно перестроенный, но сохранившийся до наших дней, был возведен тоже в эпоху правления Ярослава. До сих пор специалисты не могут определить, какой собор более древний: черниговский или киевский.
Летописи не указывают точно ни год закладки черниговского храма, ни дату завершения строительства. По косвенным данным историки установили, что начал его возводить брат и соперник Ярослава, князь Черниговский — Мстислав Владимирович. В 1036 году, когда он внезапно умер, высота стен собора была 3-4 м. Продолжил строительство здания Ярослав, присоединив Черниговское княжество к Киевской Руси.
Спасский собор возводили по византийским архитектурным традициям. Подобной конструкции мы не найдем ни в одном известном древнерусском храме. Крестово-купольная схема сочетается в нем с деталями романской базилики. Центральный купол на большом барабане окружали четыре меньших купола. Здание в плане прямоугольное в западной части имело нартекс — прямоугольное помещение, отделенное от основной части храма стеной с арочными проемами. Главная часть храма разделена на три нефа и заканчивается на востоке тремя апсидами. К восточным углам собора были пристроены две маленькие часовенки, а к западным — круглая башня с винтовыми ступенями, поднимающимися на хоры собора, и крестильная церковка.
При строительстве мастера использовали плинфу (кирпич высотой 2,5-3,5 см, длиной 33-38 см и шириной 21-28 см) и природный камень. Применяли характерную для Византии кладку со скрытым рядом. Сочетание кирпичных узоров, каменных блоков с широкими полосами раствора и послойного сооружения из плинфы придавало фасадам собора особую живописность и торжественность. Особенно интересен такой прием кладки: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально, друг над другом. Еще одна деталь, характерная для византийской архитектуры, — три узких вытянутых окна в закомаре (полукруглом завершении стены). Среднее — чуть выше других, и их полукруглые же завершения повторяют линию закомары. Каждое окно обрамляет «веер» кирпичей.
Вторая круглая башня, высокие конусовидные крыши, тамбуры для входов были построены в XVIII-XIX веках.
Один из самых красивых элементов интерьера Спасо-Преображенского собора тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата. Нижние ряды арок на мощных византийских колоннах задают от входа направление к алтарной части и придают пространству храма зрительное единство. Первоначально пол собора (его обнаружили под четырьмя более поздними слоями) состоял из шиферных плит с врезанным рисунком из концентрических кругов, заполненных мозаикой. В алтаре пол был выложен поливными керамическими плитками.
Стены собора были украшены фресками. К сожалению, до наших дней сохранились считанные небольшие фрагменты в очень плохом состоянии.
Время не щадило собор. Он не раз горел, его разрушали и перестраивали. В 1239 году при наступлении орды Батыя купола и своды обрушились, а богатое убранство было разграблено. Епископ Лазарь Баранович в конце XVII века сделал все, чтобы восстановить главный собор города. Но в 1750 году, во время великого пожара, погибли почти все фрески и резные полы из шифера и смальты. Говорят, хлопотами князя Григория Потемкина, храм восстановили и перестроили, и он принял тот вид, который сохранился до наших дней.
В XX веке здесь был склад масло-жирового завода, а затем Исторический музей. Сегодня собор действует и входит в состав заповедника «Чернигов древний».