ЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН В КИЕВЕ
Князь Владимир хорошо понимал необходимость преобразований, которые могли бы поставить Киевскую Русь в один ряд с наиболее цивилизованными странами эпохи.
Будучи ярым язычником, Владимир в те годы еще не видел в крещении Руси средства укрепления государственной власти. Взойдя на киевский престол, он первым делом решил создать единый пантеон из шести языческих богов, полагая, что это сможет объединить и сплотить его разноплеменные земли.
Владимир объявил всепобеждающего и карающего Перуна-громовержца главным богом Руси. Это покровитель небес поражал нечестивцев огненными стрелами и почитался как покровитель земледелия и податель всех мыслимых благ. В Киеве идол Перуна был установлен на требище — месте, где приносились ему жертвы, в том числе человеческие.
На некотором удалении от Перуна были установлены изваяния остальных кумиров. Хорс и Даждьбог относились к небесным богам. Хорс олицетворял ночь и луну, а также покровительствовал людям в тяжелую осенне-зимнюю пору. Даждьбог почитался как бог солнца, бог благополучия и богатства, бог рода и семьи. Стрибог, бог ветров, ураганов и смерчей, мог вызвать или укротить бурю, нарушить покой или распространить благо. Симаргл относился к неславянским божествам. Изображаемый в виде крылатого пса, он был охранителем посевов и злаков. Ему поклонялись в период весенних полевых работ, от него зависел будущий урожай. Единственной богиней пантеона Владимира стала Мокошь, покровительница плодоносящей земли, воды, дождя и плодородия.
Культ Перуна на Руси насаждался Владимиром самым жестоким образом. До сего времени с язычеством уживались и другие верования. В русских пределах более почитались Световит, бог света и радостей жизни, и Велес, бог тьмы и загробного мира, а также бог богатства. Насаждая культ Перуна, Владимир утверждал свое право подчинять себе всех подданных, обожествлял свою княжескую власть. В далекую Новгородскую землю Владимир отправил своего дядьку Добрыню. «И придя в Новгород, поставил кумира над рекой Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу«, — свидетельствует «Повесть временных лет». Вокруг идола в Новгороде горело восемь негасимых костров. Владимир энергично восстанавливал языческие обряды, игрища, состязания и поединки. Несмотря на это, многие не желали подчиняться княжеской воле, ограничивавшей количество кумиров, и продолжали оставаться верными многочисленным божествам, которым молились их предки.
Ради укрепления подданных в культе Перуна Владимир решил восстановить традицию принесения людей в жертву богу-громовержцу. В 983 году, возвратившись из удачного похода на ятвягов, киевский князь задумал возблагодарить богов за победу так, как это делалось при его отце Святославе. Во время походов для кровавого ритуала брали кого-либо из пленных, а в мирное время в присутствии князя и его дружины представители городских слобод и улиц кидали жребий, и слепой случай определял жертву. В тот раз суждено было погибнуть юноше-христианину по имени Феодор.
Язычники убивают первых христиан.
В.И. Суриков 1884 г.
К дому его отца Иоанна по указанию Владимира отправили стражу, чтобы доставить отрока к идолу Перуна. Но Иоанн отказался отдать сына на заклание. В гневе и отчаянии он стал обличать ничтожество языческих кумиров: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам!«
Услышав речь Иоанна, толпа язычников начала рубить углы его дома топорами, и скоро крыша обрушилась на головы несчастных, находившихся внутри. Их гибель привела к серьезным столкновениям между язычниками и христианами в Киеве. Вероятно, она заставила Владимира впервые задуматься о целесообразности принятия христианства как единой религии на Руси.
В XIII веке церковь объявила Феодора и Иоанна первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле.