ПЛЕМЕНА ЧЕРНЯХОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Многочисленные перемещения и ассимиляция различных племен в конце II в. н.э. на территории Приднепровья привели к тому, что древние племена зарубинецкой культуры сменились племенами Черняховской культуры. Если сравнить область, занятую зарубинецкой культурой, с ареалом Черняховской, то нетрудно убедиться в значительно большем распространении последней. Племена «полей погребений» расселились далеко на восток, захватив течение Северского Донца, на юг до низовьев Днепра и отчасти в Крым. В могильниках и на поселениях этого времени археологи встречают римские монеты, украшения, в частности римские провинциальные фибулы, дорого ценившиеся тогда изделия из стекла, подражания в глине римским стеклянным сосудам. Этот римский колорит нивелировал своеобразие Черняховской культуры, что вызывает у историков споры при ее этническом определении.
Весьма существенные изменения в этой, в основном славянской, культуре произошли из-за этнической ассимиляции славян сарматами. Римский историк Тацит в своем сочинении «Германия» (I в. н.э.) писал: «Более похожи венеды на сарматов по своим нравам и обычаям». В могильниках Черняховской культуры, помимо кремированных погребений в неглубоких ямах — типичного обряда полей погребальных урн, довольно много сарматских захоронений (трупоположений). К западу, на Днестре и Пруте, хорошо прослеживается местный дакийский элемент. По-видимому, общины черняховцев включали представителей различных племенных групп, а это косвенно говорит о смене родовой общины территориальной.
Помимо славянских и сарматских племен, в Приднепровье в I—III вв. н.э. обитали готские племена. Первоначально они жили в Скандинавии. В III—II вв. до н.э. они переселились оттуда на южный берег Балтийского моря, а в начале нашей эры начали движение на юг — в Причерноморье. К III в. н.э. отдельные готские племена заняли значительные территории в Нижнем Подунавье и в Приднепровье. На востоке они доходили до Дона, а на юге — до берегов Черного моря.
Роль готов в сложении черняховской культуры невелика. В Черняховских могильниках, кроме погребений основного, характерного для этой культуры типа, встречаются не только сарматские погребения, но и захоронения кремированных трупов в каменных ящиках. Это могилы без насыпи, в которые опущены каменные плиты, образующие ящик, прикрытый сверху такими же плитами. Они напоминают готские захоронения в Прибалтике и на территории Скандинавии и Дании.
Готы встали во главе смешанного в этническом отношении союза племен, который, со слов готского историка VI в. н.э. Иордана, вошел в историческую науку под именем «царства Германариха». В этот союз было включено многоплеменное население степной и лесостепной полосы Восточной Европы, а его основу составили сарматы, древние славяне и в какой-то мере дакийцы.
Союз племен, связанный с именем Германариха, — явление кратковременное. Это было одно из многочисленных племенных объединений, которые возникали и распадались в Северном Причерноморье в течение I тысячелетия до н.э. — I тысячелетия н.э.
Несомненно, что существование союза племен, ведущего завоевательные походы, в условиях «варварского» общества является показателем высокого уровня производительных сил. В Северном Причерноморье и в Приднепровье готы попали в край с развитой культурой и с разноплеменным составом населения. Они сумели сплотить эту массу и возглавили походы, которые на многие десятилетия остались в памяти народов. Об уровне производительных сил местных племен в II—IV вв. н.э. мы можем судить по находкам совершенных для того времени земледельческих орудий, в частности сошников тяжелого типа с плужным ножом, предназначенных для обработки целинных степных почв. Такой высокой технике обработки почвы в полной мере соответствует и тип поселка, открытого и неукрепленного. Селища Черняховской культуры разбросаны на огромных пространствах Приднепровья. Они свидетельствуют также о сравнительном затишье, установившемся в степях благодаря существованию крепкого племенного союза.
Большую роль в хозяйстве играло скотоводство. Замечательных успехов достигли черняховцы в самых разнообразных ремеслах: металлургическом, ювелирном, гончарном. Появились поселки городского типа, бывшие, вероятно, ремесленными центрами.
Близость к центрам римской цивилизации содействовала всестороннему развитию ремесел, а это привело ко второму крупному общественному разделению труда. Судя по археологическим данным, отделение ремесла от сельского хозяйства произошло в Приднепровье около IV в. н.э. Большое количество римских вещей и монет в могильниках и многочисленные клады серебряных римских монет свидетельствуют не только о накоплении богатств в руках родовой аристократии, но и о развитом торговом обмене, существовавшем между Римской империей и племенами Черняховской культуры. Помимо дешевых вещей, вроде застежек (фибул), из центров римской цивилизации вывозились инкрустированные металлические украшения, амфоры с вином и стеклянные сосуды. В свою очередь черняховцы вывозили различное сырье, возможно хлеб, поступавший из Северного Причерноморья еще со скифских времен. Впрочем, значительная часть ценных предметов, находимых в кладах, была привезена членами военных отрядов, участвовавших в набегах.
Несмотря на то, что культура Черняховских племен в целом была однородной, археологи отмечают некоторое своеобразие ее в отдельных районах, не говоря уже о несомненных различиях между северными и южными племенами черняховцев. Это своеобразие объясняется рядом причин. Во-первых, сказывалась различная отдаленность отдельных Черняховских областей от римских культурных центров. Во-вторых, характер культуры каждой области, вошедшей в племенной союз «черняховцев», зависел от основной этнической принадлежности ее населения. И, наконец, в-третьих, заметное влияние оказывала та местная этническая и культурная среда, в которую попадали группы черняховцев при расселении в более восточные или северные районы.
Ценные исторические сведения может почерпнуть историк из данных лингвистики. В настоящее время установлено, что все славянские языки, северные, южные и западные, происходят от одного праславянского языка. Такой язык существовал еще в первой половине I тысячелетия н.э. Языковеды относят формирование отдельных славянских языков к довольно позднему времени, когда сложилось плужное земледелие и выделились ремесла, то есть к периоду расцвета Черняховской культуры.
Развитие мирной жизни в Северном Причерноморье было прервано гуннским нашествием, завершившим период «великого переселения народов». В 375 г. н.э. гуннские орды перешли Дон и под предводительством вождя Баламера разгромили «государство Германариха».
Гуннское нашествие оставило страшный след на территории Восточной Европы. Были разграблены и сожжены все поселения. Селища и большинство могильников Черняховской культуры датируются II — концом IV в. н.э. Иначе говоря, их конец совпадает с нашествием гуннских орд.
Более поздние памятники лесостепи стоят значительно ниже по уровню культуры. Исчезают вещи, привезенные с юга, меньше встречается гончарной посуды, которую заменили горшки, слепленные от руки. Население сохранилось в области лесостепи лишь частично.
Много народу ушло на север, куда еще раньше, в первые века нашей эры, проникали отдельные группы зарубинецких племен. Пришельцы попали там в среду угро-финских племен, которые, по-видимому, также переживали эпоху разложения родовых отношений. У них складывалась территориальная община, благодаря чему пришельцы сравнительно легко могли проникнуть в глубь чужой земли и войти в чужую общину. Именно в IV — начале V в. н.э. появились на территории, занятой угро-финскими племенами, памятники типа «полей погребальных урн» — трупосожжения. Обыкновенно они встречаются в могильниках местных племен, среди характерных для последних трупоположений. Часто вместе с пеплом сожженных находят вещи южного происхождения: фибулы, предметы с выемчатой эмалью и т.д. На угро-финских поселениях среди обломков местной посуды попадаются обломки черных лощеных мисок, очень близких по облику Черняховским. Очевидно, эту посуду изготовляли пришедшие сюда люди Черняховской культуры. Трудно предположить, что ее могли привозить торговцы из Приднепровья на берега Оки по тысячеверстному пути через непроходимые дебри и болота.
Интереснейшим памятником, свидетельствующим о проникновении славян в угро-финскую среду, является Березняковское городище, а также значительные группы так называемых длинных курганов в бассейне р. Великой, на верхней Волге и в верховьях Днепра. Эти памятники датируются серединой I тысячелетия н.э. и последующими веками.