ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Славянский календарь

  Славянские календари известны уже около двух тысяч лет. На одних из них «чертами и резами» воспроизводился весь год, на других — его летняя или зимняя часть, отмечались главные празднества.

  В древности год начинался 1/14 марта, когда праздновали Авсень (Овсень, Таусень, Усень). Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков», «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Тем временем взрослые собирались на пригорках, пели «веснянки», обращаясь к аистам и журавлям: скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко. На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных. И наконец при всеобщем ликовании сжигали чучело Мары — олицетворение смерти и зимы.

  В день весеннего солнцестояния справляли веселую разгульную Масленицу. Это было празднество богини Лады, щедрой и веселой, олицетворяющей весну, одержавшую наконец победу над старухой зимой. Обычно облачали соломенную куклу в кафтан, надевали шапку, обували лапти и усаживали в большие сани, куда впрягали несколько лошадей. За санями шествовали ряженые, причем девушки были в мужской одежде, а парни — в женской. Объехав всю деревню, направлялись в соседнюю, где буйствовали весь следующий день. А на третий день Масленицу сжигали — с шуточками, непристойными выкриками, бранью и глумлением над раздетым чучелом. В конце недели поминали предков, выпускали на волю птиц из клеток, окуривали одежду над кострами — то было начало как бы новой жизни, прощание с зимою, подготовка к лету.

  Пасха, или Велик день, был в старину праздником Дажьбога. В этот день хоронили или сжигали Кострому-Кострубоньку — последнее напоминание о зиме, пекли сладкие хлебы-куличи, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет. Этот день всегда был самым радостным, потому что означал возвращение милости Бога-Отца, прародителя его детям — людям.

  Порадовались живые — теперь должны порадоваться и усопшие. Наступало время Радуницы (Красной горки, или Фоминой недели). То был праздник родителей, дедов, которым несли на могилы те же яства, которыми наслаждались во время Велика дня. В старину это был не день скорби, а напротив — радостного, безопасного общения с предками (ведь мертвое всегда враждебно живым — кроме этого праздничного дня).

  Зеленые Святки, или Семик, — праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту «русальную неделю», когда начиналось лето красное, веселье не утихало ночью и днем. «Похороны русалок», «похороны кукушки», «похороны Костромы» — такими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища, а само дерево — цветными лентами и полотенцами; иногда березоньку обряжали в платье и водили вокруг нее хороводы.

  От Зеленых Святок до праздника Купалы (23 июня/7 июля) — рукой подать. Купало — божество лета, полевых цветов и плодов. В эту пору все травы набирают целебную и сверхъестественную силу, поэтому в Купальскую ночь и на следующий день следовало запастись лечебным зельем впрок. Впоследствии имя бога Купалы соединилось с именем Иоанна Крестителя.

  В ночь на Ивана Купалу искали в лесу заветный цветок папоротника, дабы отыскивать клады. Велик был соблазн разбогатеть в одночасье — но и опасности подстерегали смельчака немалые, ибо Купало — еще и празднество водяныхлешихведьмрусалокколдунов.

  После дня Перуна (20 июля/2 августа — Ильин день: Илья-пророк тот же бог-громовник, которым был для наших далеких предков повелитель гроз Перун) следовали праздники урожая: медовый Спас, яблочный Спас, Горохов день, хлебный Спас, овсяница, складчины и братчины — вплоть до Покрова дня (1/14 октября), когда земля уже покрывалась снегом.

  В 1492 г., когда исполнилось семь тысяч лет от мифического сотворения мира, Новый год перенесли на 1/14 сентября. Длилось это до 1700 г., когда по указу Петра I Новый год начали исчислять с 1 января. В старину же 1/14 сентября совпадало с языческим днем Великих Овсеней — праздником сбора урожая. А Рождество Христово совпало с праздником Сварожича Коляды — рождение юного бога света и тепла. Ныне это день Спиридона-солноворота (12/25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу: не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»?

  Самый длинный и самый шумный ежегодный праздник на Руси — зимние Святки (с 25 декабря до 6 января/с 7 до 19 января). Солнце поворачивало на лето, хотя зима все еще была впереди. Первые шесть вечеров Святок были «святыми», последующие шесть — «страшными», ибо нечисть разного рода пускалась в разгул и всячески вредила людям. На Святках гадали о будущем урожае, о женихах и невестах, о собственной судьбе.

  С 6/19 на 7/20 января — Крещенье, Богоявленье. Это были праздники богини Лады, которая являлась опорой и защитой всех женщин, покровительницей вдов и сирот.

  С принятием христианства количество праздников весьма увеличилось, поскольку появилось множество святых, требующих почитания. Однако в том и состоит особенность славянского, русского двоеверия, что в народный календарь попали только те святые дни, которые совпадали с какими-то существенными вехами древнего месяцеслова. Поэтому имена христианских святых обогатились новыми эпитетами, которые звучат как древние заклинания. Ивана Купалу мы уже упоминали. В этом же ряду: Аграфена—лютые коренья, Агафья-коровница (в этот день надо оберегаться от Коровьей смерти), Афанасий-ломонос (сильные морозы), Агафон-огуменник (леший буйствует на гумне), Касьян немилостивый (29 февраля — самый тяжелый день високосного года), Алексей—с гор потоки (начинается активное таяние снегов), Антип-водопол (вскрываются реки), Василий-капельник (сосульки тают), Егорий Вешний, Герасим-грачевник (грачи прилетают), Евдокия-плющиха (сугробы плющит, то есть они оседают), Зосима-пчельник, Ирина — журавлиный лёт, Иосиф-песнопевец (соловьи вовсю поют), Константин-огуречник, Олёна — длинные льны, Лукерья-комарница, Мартын-лисогон, Михей-тиховей, Параскева Пятница, Пантелеймон Палий (солнце нещадно палит), Петр и Павел-рябинники, Прокл — великие росы, Семен-летопроводец, Спиридон-солноворот, Тимофей-полузимник, Федор-студит, Фрол и Лавр-лошадники и т.д.

  Существуют и так называемые чародейные праздники, когда народ пытается задобрить злые силы, от которых, как известно, совсем избавиться невозможно — можно только оберечься от них на время.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"