БЕЗЫМЕНЬ
«Чур сего места!»
На святки девки гадали. Кто амбарника спрашивал о женихе, кто баеннику в окошко руку совал, а кто перед овинником юбку задирал, чтобы погладил по заднице. Манюня — самая из всех смелая — вообще собралась к проруби пойти, чтоб вместе с бесами полетать на воловьей шкуре. Потом, правда, хватило ума — осталась дома. Еще неизвестно, куда бы занесли ее те бесы. Решила Манюня гадать перед зеркалом.
В полночь ушла в пустую комнату, поставила два зеркала: одно, большое, на столе, другое, маленькое, — напротив. Свечи зажгла, села за стол и начала шептать:
— Суженый-ряженый, появись-покажись! Суженый-ряженый, появись-покажись!
И вдруг в большом зеркале появились одно за другим двенадцать зеркал, а в последнем появилось лицо доброго молодца.
Манюня уставилась на него во все глаза. Очень молодец ей понравился! Надо бы закричать: «Чур сего места!» — чтобы призрак исчез, а она насмотреться на красавца не может.
А ведь это не жених был истинный, а безымень — сила нечистая, призрак, человеческий двойник. Одобренный молчанием девушки, вышел он из зеркала и сел против Манюни. Улыбается сладко, тянется за руку взять, поцеловать в уста сахарные. Манюня закрыла глаза… Только губы их соприкоснулись, как глупенькая девица плюх без памяти! Хохот пошел по всему дому, а зеркала разлетелись на тысячу кусочков.
На этот год все подружки свадьбы играли, а бедную Манюню родные возили по всем окрестным знахарям: заговаривали, травами отпаивали, водили прощенья испрашивать у воды. Вот что значит вовремя не зачураться от безыменя!
Безымень — призрак-двойник человека; привидение, которое может явиться перед смертью. Он во всем похож на человека, но своего облика не имеет и принимает облик того, кем хочет показаться. Увидеть такого двойника — к беде. Известны случаи, когда своих двойников видели императрицы Анна Иоанновна и Екатерина Великая, что предвещало их скорую смерть. Безымень также — дух умершего неестественной смертью, утонувшего, самоубийцы. Так называют и призрак, образ человека, вызванный в зеркале во время гадания.
В заговорах к помощи безыменя обращаются колдуны, желая навести на кого-то порчу. В лесу у осины, обратившись лицом на запад, колдун просит «умерших, убитых, заблудших, некрещеных и безыменей» встать и повредить такому-то.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"