ЕПИСКОПСКИЕ САГИ
Епископские саги (Biskupa sögur) — вид древнеисландских саг, в которых повествуется об истории введения христианства в Исландии и об исландских епископах XI-XIV вв., причисленных к лику святых.
О крещении Исландии в 999/1000 г. первым рассказал священник Ари Торгильссон в своей «Книге об исландцах», созданной в 1122-1132 гг. Произошедший мирным путем — принятием общего решения на альтинге — переход от язычества к христианству для исландцев стал хронологической вехой, которая делила историю страны на два этапа. Событиям, непосредственно предшествующим этому моменту, много внимания уделено в письменных памятниках, таких как «Сага о крещении», «Прядь о Торвальде Путешественнике», отдельные главы «Саги о Ньяле» и др.
Первый исландский епископ Ислейв Гицурасон был рукоположен Папой Римским в 1056 г. Его сын Гицур Ислейвссон после смерти отца был избран епископом на тинге в 1082 г. и оставался им до своей смерти в 1118 г. Этим людям Ари Мудрый посвятил отдельные главы своего труда, поскольку считал эти сведения важными для истории Исландии. При Гицуре епископская кафедра получила постоянное место — в Скальхольте на юге Исландии. В 1106 г. епископия была образована также на севере страны в Холаре.
В 1190-х гг. монах Гуннлауг Лейвссон написал на латинском языке «Сагу о св. Йоне» (дошедшую до нас в переводе на древнеисландский язык) о близком друге епископа Гицура, первом епископе Северной четверти Исландии Йоне Эгмундарсоне, который особенно прославился своей деятельностью по упрочению христианства в Исландии. Наряду с многочисленными чудесами, совершенными Йоном при жизни и после смерти, Гуннлауг рассказал и о практической деятельности Йона Эгмундарсона, который не только запретил все формы отправления языческого культа, практическую магию и жертвоприношения, но также заменил все названия дней недели, образованные от имен языческих богов. Сага, созданная Гуннлаугом, стала образцом для последующих авторов, сложивших свои саги в жанре агиографии (такие, как «Сага о св. Торлаке», «Сага о св. Гудмунде» и др.).
Одновременно с агиографией начинают создаваться епископские саги исторического характера (например, «Сага о св. Пале», освещающая деятельность епископа Скальхольта). Одним из таких текстов стало анонимное сочинение «Пробуждающая голод» («Hungrvaka»), написанное в начале XIII в., возможно, автором «Саги о св. Торлаке». В этом небольшом памятнике излагалась история первых пяти епископов Скальхольта, чья деятельность пришлась на 1056-1176 гг.
В XIII и XIV вв. число саг о епископах увеличивается (перечень и общую характеристику саг этого вида см. в кн: Schier 1980. S. 67-71; Ásdís Egilsdóttir. P. 45-46; Cormac 2005). Продолжилась работа по переводу произведений, созданных на латинском языке, на исландский язык интенсивно переводились труды отцов церкви и важнейшие произведения христианской литературы, которые оказывали непосредственное влияние на художественную форму и содержание произведений традиционных исландских жанров.
В настоящий том включены фрагменты произведений, освещающих историю Исландии ок. 1000 г. Свидетельства о Восточной Европе, сохранившиеся в них, в первую очередь характеризуют конфессиональные связи между Древней Русью и Исландией. Публикуемые ниже фрагменты из «Пряди о Торвальде Путешественнике» по двум редакциям и из «Саги о крещении» посвящены одному сюжету — последним годам жизни исландца Торвальда Кодранссона, который, согласно сообщениям саг, оказался на Руси. Композиционно рассказ в основном сходен во всех текстах, однако в разной степени детализирован.
ЕПИСКОПСКИЕ САГИ
«Прядь о Торвальде Путешественнике»
«Сага о крещении»
ЕПИСКОПСКИЕ САГИ