РУССКАЯ ПРАВДА И УСТАВ ЯРОСЛАВА

Русская правда и устав Ярослава

РУССКАЯ ПРАВДА И УСТАВ ЯРОСЛАВА

  Стремясь установить порядок и законность в своих землях, Ярослав ввел в действие первый на Руси письменно зафиксированный свод законов — Русскую Правду. Затем появился Устав Ярослава, поручавший разбирательство части преступлений и проступков церковному суду.

  К 1036 году, когда после смерти черниговского князя Мстислава Ярослав стал единовластным правителем большого государства, в Киевской Руси не существовало писаных законов. Великие киевские князья в судебной практике, в отношениях с вассальными князьями и другими государствами руководствовались Законом Русским. Например, о нем упоминается в русско-византийских договорах 911-го и 944 годов. Однако он существовал, скорее всего, в устной форме (как это было и у германских и скандинавских племен). С принятием Русью христианства встречается и с распространением письменности появилась возможность и потребность зафиксировать сложившуюся систему законов. Ярослав, отменив одни, исправив другие и прибавив свои, составил письменный документ на славянском языке, который и получил название Русская Правда.

  На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. Несколько измененной и доработанной она вошла в состав или послужила основой позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 года, Судебников 1497 и 1550 годов, некоторых статей Соборного Уложения 1649 года.

  До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основные редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшая из них — Краткая Правда (1054). Названия ее частей говорят о том, что в составлении законов участвовали и сыновья Ярослава: первые 18 статей называются Правдой Ярослава, следующие 22 — Правдой Ярославичей. В XII веке Владимир Мономах добавил еще 68 статей, и его редакция называется Пространной. Сокращенная появилась в середине XV века, из переработанной Пространной Правды.

  Русская Правда устанавливала правила суда и наказание за убийство, оскорбление и кражу. В ней определялся порядок сбора налогов и право наследования имущества. Главным предметом Правды Ярослава стали случаи «обид» — причинения морального или материального ущерба одним лицом другому. Как за убийство, так и за любое увечье и побои предоставлялось право мести, существовавшее с давних времен. Фактически это было узаконенной формой смертной казни, которую отменить было пока невозможно. Но христианская церковь выступала против смертной казни в принципе, и Правда предлагала заменить ее вирой — денежным штрафом.

  Самым тяжелым преступлением считалось убийство. Следующим — нанесение увечий. Если человек избит до крови и синяков, то ему не надо было даже искать свидетелей — «пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю«. Столько же стоил отрубленный палец. Интересно, что выдернутый ус или клок бороды, а также удар «батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя» стоили гораздо дороже — 12 гривен. За изувеченную руку полагался очень высокий штраф — 40 гривен, при том что за удары, приведшие к хромоте, штрафа не назначалось: «тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы(раненого)».

  Русская Правда устанавливала штрафы за кражу сена, дров, коня, смерда или холопа, домашних животных и птиц.

  В первой же главе Русской Правды словене (новгородцы) были уравнены в правах с русинами, членами княжеской дружины. Провозглашалось равенство всех свободных русских людей перед законом: их жизнь защищала одна и та же вира — штраф 40 гривен серебра.

  Русская Правда отражает состояние общества тех лет и очень интересна для истории. Этот закон показывает, что в то время формировались черты социального неравенства, начинался процесс сословного деления. Так, размеры штрафов за убийство людей из разных слоев общества сильно отличались. Исходя из этого можно рассматривать его структуру.

  Основное действующее лицо Русской Правды — муж, то есть свободный мужчина. За его жизнь положена стандартная вира — 40 гривен (если за убитого никто не мстит). В эту категорию входят: русины, княжеские дружинники, словене (жители новгородской земли), купчины (дружинники, занимавшиеся торговлей), ябетники (занимавшиеся судебным процессом), мечники (сборщики дани) и изгои (люди, потерявшие связь с общиной). В два раза больше стоила жизнь привилегированных и родовитых людей: князей, бояр (старших дружинников), княжеских тиунов (управляющих) и огнищан (охранявших княжескую собственность). За убийство сельских и пахотных старост (низшее звено княжеской администрации), рабы-кормилицы или дядьки-воспитателя платили 12 гривен. Меньше всего, 5 гривен, был штраф за убитого зависимого работника: смерда, рядовича, закупа, холопа.

Устав Ярослава

Устав Ярослава  Устав князя Ярослава о церковных судах, разработанный вместе с митрополитом Иларионом, был принят в последние годы жизни киевского князя. В этом документе зафиксированы те случаи, которые «не подобает… судити князю, ни боярам«, а должен судить митрополит или епископы. Под юрисдикцию церкви князь передал стороны жизни, ранее совсем не затронутые княжеской властью — брачные и семейные отношения. Устав построен на тех же принципах, что и Русская Правда, однако он касается жизни прежде всего наименее защищенных членов общества — женщин. Сюда относились случаи похищения невесты (что было довольно распространено в языческой Руси), изнасилования, а также оскорбления словом. Во всех этих случаях назначался штраф, причем платить надо было как оскорбленной, так и епископу. Размер штрафа зависел от социального положения женщины: если она была из семьи бояр, епископу полагалось 5 гривен золота, а если из «простой чади» — гривна серебра. Подведомственны церковному суду были также разводы, двоеженство, блуд, особенно с родственниками. Родители были защищены от насилия со стороны детей и церковным, и княжеским судом.

  Устав Ярослава, безусловно, в судебном деле был шагом вперед. Его положения отличались и от традиций и обычаев русской общины (а такого рода вопросы прежде решали именно в общине), и от византийского Номоканона (сборника церковных правил). Устав Ярослава переводил семейные конфликты из сферы моральной в правовую, но от византийских законов русские отличались гуманностью и большей объективностью. Если византийская церковь наказывала формально (увещаниями, епитимиями и, в крайнем случае, отлучением), а светская власть, напротив, поступала чрезвычайно жестоко, применяя смертную казнь и членовредительство, то русская церковь налагала штрафы в пользу церкви и потерпевшего, причем суммы штрафов были высоки.

  Надо отметить, что Устав Ярослава вступал в действие только когда конфликт выходил за пределы семьи и тяжущиеся стороны сами обращались к епископскому суду. А это было конечно не всегда. Например, еще к концу XI века христианский брак заключали преимущественно князья и бояре, «простые же люди жен своих, словно наложниц, поймают, с плясанием, и гудением, и плесканием«, как писал в 1080-х годах митрополит Иоанн. Христианские нормы трудно входили в жизнь, однако важно было само существование писаного, официального закона, к которому мог при желании прибегнуть обиженный.

 

Русская Правда и Устав Ярослава

 

РУССКАЯ ПРАВДА И УСТАВ ЯРОСЛАВА