ВОЛХВЫ

ВОЛХВЫ

Разговор с богами

«Повесть временных лет» (год 912-й)

  И княжил в Киеве Олег, в мире пребывая со всеми странами. И вопросил он однажды волхвов и кудесников:

  — От чего я умру?

  И провозвестил ему один кудесник:

  — Князь! От коня твоего любимого, на коем ты ездишь, — от него тебе смерть нагрянет.

  Олег поразмыслил и сказал:

  — Никогда больше не сяду на него и не увижу его. И повелел кормить коня и не водить к нему.

  Через четыре года воротился он в Киев из похода на греков и припомнил своего коня, от которого была предсказана волхвами смерть ему. Призвал он старейшину конюхов и спросил:

  — Где мой конь, которого я приказал кормить и блюсти?

  — Умер, — отвечал старейшина.

  Олег же рассмеялся, вспомнив предсказание того кудесника:

  — Нельзя верить волхвам, все они лжецы: конь мертвый, а я живой. Хочу увидеть кости его.

  И подъехал к месту, где лежали кости и голый череп некогда любимого коня, и спрыгнул на землю с седла, и вопросил с улыбкою:

  — И от этого черепа мне была предсказана смерть? И ступил ногою на череп.

  И выползла из черепа змея и ужалила князя в ногу. И от того разболелся он и умер. И весь народ оплакивал его плачем великим».

С. Марков. Славяне

…Идем среди сохлой травы,
Расправив могучие груди,
И князь, и седые волхвы –
Лесные и пчельные люди.

Секиры подъемлются вновь,
Теплы и красны топорища,
Шипит печенежская кровь
На серой золе пепелища.

Мы ведать мгновенья должны
Извечной охотничьей дрожи,
Мечи опуская в ножны
Из бычьей скоробленной кожи.

Мы знаем, что время придет,
Свершатся труды и заботы,
И снова сверкающий мед
Наполнит глубокие соты.

  Волхвы — это гадатели, пророки, предсказатели, ведающие прошлое, настоящее и будущее, древние служители богов.

  Возможно, некогда на реке Волхове было главное капище всех языческих отшельников, и туда ходили учиться волхованию. В глубокой древности, как и теперь, люди постоянно обращались за советом и помощью к гадателям, пророкам, вещим знахарям.

  Их было множество — избранных, особенно уважаемых за добродетель и мудрость, этих посредников между народом и духом или божеством. Так, ведуны и ведуньи предсказывали будущее и могли отвратить беду. Вежливцы оберегали молодоженов от дурного глаза. Волхвы и кудесники «отводили беду», разъясняли народу причины несчастий, выявляли тех злодеев, кои в них были повинны. Ворожеи привораживали жениха и невесту. Доки исцеляли болезни и снимали порчу. Зелейщики лечили отварами трав и кореньев. Кобники гадали по птичьему полету, участвовали в обрядах жертвоприношений. Обаянники вступали в разговор с душами умерших и утешали их родственников. Облакопрогонники не только предсказывали погоду, но и управляли ею. Они также гадали по цвету и форме облаков. С тех древнейших времен живо выражение: «Темна вода во облацех!«, то есть ничего нельзя понять. Сновидцы растолковывали сны. Особо почитаемы были кощунники — те, кто распевал на празднествах старинные предания и сказания (кощуны). Сказителей называли также «баянами» — от глагола «баять» — рассказывать, петь, заклинать. Охранители изготовляли различные амулеты-обереги и изображения богов.

  Были среди жреческого сословия и волхвы-кузнецы: благодаря непосредственному отношению кузнеца к главным стихиям — воде и огню — в нем всегда предполагали связь с потусторонним миром. Уже в христианские времена была известна поговорка: «Кузнец с чертом водится«. Волхвы-кузнецы считались покровителями брака, ибо они ковали обручальные кольца. Кстати, от глагола «ковать» и существительное «ковы» — хитрости, чародейные дела, и «коварство»… Возможно, прежде эти слова имели чисто практическое значение, имели отношение к кузнечному ремеслу, а из-за связи кузнецов с волхованием получили совсем иное толкование.

  Кроме волхвов-ведунов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от «ведать» — знать), чаровницы, «потворы».

  В те стародавние времена, когда обожествлялись все стихии, земные и небесные, а каждая река, каждая гора, каждый лес и перелесок имели своих божеств, их хранители находились не только в капищах, но и при всяком освященном древе или источнике. Они жили в маленьких хижинах и питались остатками жертв, приносимых божествам. Особо чтимые жрецы-волхвы руководили обрядами «древнего богослужения», приносили жертвы от имени всего народа, составляли мудрые календари, знали «черты и резы» (начатки древней письменности), хранили в памяти историю племен и стародавние предания, мифы.

  Жрецы пользовались народным уважением, имели исключительное право отпускать длинную бороду, сидеть во время жертвоприношений и входить в святилище во всякое время. Воин, с удачей вернувшийся из похода и желавший принести благодарность богам, разделял свою добычу с их служителями. Правители всячески приветствовали почтительность к жрецам, которые именем богов могли обуздывать своевольство людей грубых, побуждать к труду нерадивых, устыжать безнравственных.

  Жрецы приносили богам жертвы и предсказывали будущее. Северные славяне гадали с помощью коней. В Арконском храме держали белого скакуна, и люди не сомневались, что Святовид ездит на нем каждую ночь. Ожидая какого-то важного пророчества, коня принуждали переступать через копья: если он ступал правою, а не левою ногою, народ ожидал славы и богатства, всяческой удачи. Ну а в другом храме такой конь-пророк был вороной и предвещал успех, если ни разу не касался ногами девяти копий, когда перешагивал через них. Иногда гадатели обращались к земле, к ее недрам. Некоторые жрецы, вопрошая будущее, бросали на землю три маленькие дощечки, у которых одна сторона была черная, а другая белая: если они ложились вверх белою, то обещали что-то хорошее; черная же предвещала беду.

  Сами кудесники тоже были белые и черные. Черные общались с силами тьмы, тени, посвящали себя Чернобогу, Бесу. Именно они приносили кровавые жертвы своим покровителям, наводили порчу, насылали болезни.

  Белые кудесники пользовались общим почтением. Они облачались в длинные белые рубахи, подпоясывались красным поясом, отличались от прочих мужчин длинными власами и брадами. Сверху носили белые шубы мехом наружу или белые свитки. В руках они держали древесный посох, увенчанный серебряной булавой: серебро — враг нечистой силы.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"