lang="ru-RU"> АРИ ТОРГИАЬССОН "КНИГА ОБ ИСЛАНДЦАХ" - Русь Изначальная
Site icon Русь Изначальная

АРИ ТОРГИАЬССОН «КНИГА ОБ ИСЛАНДЦАХ»

АРИ ТОРГИАЬССОН «КНИГА ОБ ИСЛАНДЦАХ»

  »Книга об исландцах» («Íslendingabók») была написана на исландском языке священником Ари Торгильссоном (Ари Мудрым, 1067/68-1148) в 1122-1132 гг. В ней рассказывается об основных событиях истории Исландии с 70-х гг. IX в. по 1118 г.: о заселении острова (глава 1), о первопоселенцах и введении законов (глава 2), об учреждении альтинга (глава 3), о календаре — о продолжительности года и високосных годах (глава 4), о разделении Исландии на четверти (глава 5), о заселении Гренландии в конце X в. (глава 6), о принятии христианства (глава 7), о деятельности иноземных епископов, проповедовавших в Исландии (глава 8), а также приводятся генеалогические данные.

Две последние главы посвящены рассказам о первых исландских епископах: епископе Ислейве Гицурасоне, рукоположенном Папой Римским в 1056 г. (глава 9, в которой также перечисляются имена и сроки пребывания в должности зако-ноговорителей на альтинге), и епископе (избранном епископом в 1081 г. после смерти своего отца) Гицуре Ислейвссоне (глава 10). Изложение событий в труде Ари Мудрого отличается объективностью: приводимые в «Книге об исландцах» сведения обстоятельно документированы ссылками на информантов.

  Согласно предисловию, предпосланному Ари Мудрым «Книге об исландцах», это была вторая редакция его труда, которую он переработал по предложению епископов Торлака и Кетиля и первого исландского историка Сэмунда Сигфуссона (Сэмунда Мудрого, 1056-1133 гг.), труды которого не сохранились. Исключенный из предшествующей, не дошедшей до нас редакции раздел «Ættartala ok konunga ævi» — «Родословные и жизнеописания конунгов», содержавший, по-видимому, перечень периодов правления норвежских конунгов, был использован позднейшими авторами, в частности Снорри Стурлусоном, при создании королевских саг.

  Наряду с «Книгой об исландцах», в начале XII в. Ари Мудрым и его современником Кольскеггом Асбьярнарсоном (Кольскеггом Мудрым, даты жизни неизвестны) была написана первая редакция «Книги о занятии земли», не сохранившаяся до нашего времени. Последующие редакции этого памятника были созданы на ее основе.

  О самом Ари известно, что его родители происходили из исландских родов, восходящих к первопоселенцам. Большое влияние на него оказал священник Тейт, сын епископа Ислейва, — широко и разносторонне образованный человек, основавший в Хаукагиле школу, где Ари учился. Ари Торгильссон был посвящен в сан священника, его единственный сын Торгильс также был священником. Длительное время Ари занимал должность годи, однако подробности его деятельности неизвестны. Последние годы своей жизни Ари провел, вероятно, в Стаде на Снайфелльснес.

  Издание: Íslendingabók / Jakob Benediktsson gaf út. Reykjavík, 1968. (IF. В. I).

  Переводы: Успенский 2002. С. 327 (фрагмент); Хагланд 2004. С. 268 (фрагмент).

  Литература: Halldór Hermannsson 1979. P. 1-46; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 192-193; Jakob Benediktsson 1993a. P. 332-333; Казанский 1999.

АРИ ТОРГИАЬССОН «КНИГА ОБ ИСЛАНДЦАХ»

1

  Глава 8

  Вот имена тех иноземных епископов, которые, по свидетельству Тейта1, были в Исландии: Фридрек2 приезжал сюда в языческое время, а затем были эти [епископы]: Бьярнхард Сведущий-в-Книгах пять лет3; Коль несколько лет; Хродольв девятнадцать лет; Йохан Ирландский несколько лет; Бьярнхард девятнадцать лет, Хейнрек два года4. И прибыли сюда пятеро других — те, которые назвались епископами: Орнольв и Годискальк, и три ermskr (эрмских): Петрус, Абрахам и Стефанус5.

(Перевод Г.В. Глазыриной по IF. I. 15)

 

  

 


 

КОММЕНТАРИИ

1 Тейт — священник (ум. в 1110 г.), сын епископа Ислейва, оказал большое влияние на Ари Торгильссона: в детстве и ранней юности Ари почерпнул от Тейта, разносторонне образованного человека, разнообразные сведения по истории страны, генеалогии, знание законов. Тейт является основателем школы на хуторе Хаукадаль, принадлежавшем Халю Тораринсону, где обучался и Ари.

2 Деятельность епископа Фридрека в Исландии описана в "Пряди о Торвальде Путешественнике" и в "Саге о крещении". Фридрек — единственный из упомянутых в перечне епископов, кто был в Исландии до введения христианства в 999/1000 г.

3 Епископ Бьярнхард был прислан в Исландию королем Олавом Святым (Orri Vesteinsson 2000. P. 20); его деятельность приходится на 1016-1021 гг. (Джаксон 1994. С. 221). Прозвище "Сведущий-в-Книгах" свидетельствует о его начитанности и умении толковать Священное писание и иную христианскую литературу.

4 О епископах Бьярнхарде, Коле, Хродольве, Йохане Ирландском, Бьярнхарде из Саксонии и Хейнреке упоминается в гл. II сочинения "Hungrvaka" ("Пробуждающая голод"; Hungrvaka 1895. S. 93). Все они находились в Исландии после принятия христианства. Известно, что Хродольв (Родульв) вел свою деятельность в Боргарфьорде на западе страны между 1030 и 1049 гг. Бьярнхард Саксонский, поименованный в тексте после Йохана Ирландского, находился на севере Исландии между 1048 и 1067 гг. (Orri Vesteinsson 2000. P. 20-21). Об остальных епископах, включая упомянутых ниже епископов Орнольве и Годискальке, информации нет.

5 Интерпретация этнонимического эпитета ermskr при именах епископов Петруса, Абрахама и Стефануса неоднозначна. Наиболее распространенное толкование этого термина — "армянские" епископы. Данное мнение основывается на том, что топонимы Ermland, Ermenland, от первого составного элемента которых образовано прилагательное ermskr, употребляются в древнеисландских памятниках для обозначения Армении наряду с топонимами Armenia, Armenialand (Metzenthin 1941. S. 22). Сторонники другой точки зрения предлагают отождествлять этноним ermskr с расположенной в Прибалтике Вармией, название которой омонимично с Ermland/Арменией (литературу см. в: Дашкевич 1990; Успенский 2002. С. 326-336; Хагланд 2004). Имена армянских епископов Р.Я. Дашкевич предложил читать соответственно как Бедрос, Абраам и Степаннос (Дашкевич 1990. С. 90). Их конфессиональная принадлежность дискуссионна (Хагланд 2004. С. 269-270, 272).

Появление армян в Исландии, церковная организация которой входила в сферу влияния Норвегии, связывается исследователями с деятельностью норвежского короля Харальда Сигурдарсона (ок. 1047-1066), который, используя миссионеров (возможно, странствующих миссионеров) восточных церквей, стремился ослабить церковное влияние Рима и Гамбург-Бременской архиепископии в Скандинавии (Дашкевич 1990. С. 96). Достигнуть Исландии армянские миссионеры могли непосредственно из Византии или из Руси, где в это время (вероятно, ок. 1156-1166 гг.) имелись армянские колонии. Нельзя также исключить возможности того, что они попали в Скандинавию, присоединившись к отряду Харальда Сигурдарсона во время его возвращения в Норвегию из Византии через Русь, а затем уже оказались в Исландии. Приезд армянских епископов в Исландию вскоре после схизмы 1054 г. (вероятно, ок. 1056-1066 гг.) может рассматриваться не только как личная инициатива конунга Харальда, но также как отражение стремления Восточной церкви расширить свое влияние в Скандинавии.

 

АРИ ТОРГИАЬССОН «КНИГА ОБ ИСЛАНДЦАХ»

Exit mobile version