ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
Эти слова справедливы и в отношении фольклора. «Лирические» темы есть и в былинах, и в хороводах, и в сказках, и в легендах. А свадебный обряд весь — лирика, огромная лирическая поэма о чувствах и переживаниях невесты. Но есть и необрядовая лирика — жанр народной лирической песни, который, как считают исследователи фольклора, сформировался довольно поздно — лишь в XVI веке. Зато на XIX и XX века приходится пора его расцвета. О тематике этих песен (большое место среди них занимают песни семейно-бытовые и любовные) писал В.Г. Белинский: «Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за немилого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбину, на варварское обращение мужа и свекрови. Если герой песни мужчина, тогда — воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот за горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселья — насильственный мгновенный выход из рвущей душу тяжелой тоски».
Лирические песни оказали огромное влияние на творчество многих русских композиторов. Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев, Аренский — все они записывали народные песни, издавали их, обрабатывали, цитировали в своих сочинениях, а некоторые напевы становились главной темой огромных симфонических полотен.