ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОСЧАСТЬЕ
Зародилось горюшко от сырой земли, вышло из-под серого камушка, из-под ракитова кустика, в шелковые лапотки горе обулось, в рогожу горе нарядилось, лыком подпоясалось, пришло горе к доброму молодцу.
Едет добрый молодец в дальние страны людей посмотреть, себя показать; снаряжают его отец с матерью в дальний путь, наказывают доброму молодцу:
— Дитя наше любимое, как будешь на чужой стороне, не ходи в царев кабак, а как будешь на людях — не садись на большее место, выберешь место похуже — на лучшее тебя сами хозяева попросят, а как сядешь на большее место — станут над тобой смеяться добрые люди.
Не послушал добрый молодец родительского наказа, за шел по дороге в царев кабак, крестится молодец по писаному, поклон отдает по-ученому; выходит к нему хозяин, наливает чару зелена вина, говорит ласковые речи:
— Выпей, молодец, добрую чару, развесели свою душу.
Взял молодец чару: от края до края огнем кипит, посреди чары дым стоит. Выпил молодец чару и заснул крепким сном.
Проснулся — глядь: нет на нем дорогой шубы, сапожек сафьяновых, шапки черного соболя, пропали и денежки его, оставили ему воры одну старую рогожу прикрыть грешное тело.
Закручинился тут добрый молодец, а горе на подмогу из-за печки выскакивает, пляшет горюшко по горнице, само приговаривает:
— Не кручинься, добрый молодец; в горе жить — некручинну быть!
Научило его горе надеть кафтан из рогожи, лыком подпоясаться, да так и идти на пир.
Увидели на пиру доброго молодца — не знают хозяева, что с ним делать: по одеже — надо бы посадить его на малое место, там бы и кусочек ему какой-нибудь перепал из милости, а по роду-племени надо бы посадить его на место большое — так другим гостям обидно покажется… и посадили его на среднее место; тут поел и попил добрый молодец досыта, после пира тут же и выспался.
Наутро говорят ему добрые люди:
— Послушай-ка добрых советов: наймись служить к богатому купцу на двенадцать лет — наживешь и шубу бархатную, и сапожки сафьяновые, и денег пятьдесят рублей.
Послушался добрый молодец, прослужил у купца двенадцать лет, воротил назад все, что порастерял.
Опять советуют молодцу добрые люди:
— Не ходи, молодец, в царев кабак, не пируй, не гуляй, женись лучше — выбери себе по сердцу красную девицу, будешь жить-поживать, от горя навек избавишься.
А горе молодцу свое толкует:
— Эх, не живи чужим разумом — не женись, не продавай своей волюшки, пойдем лучше разопьем добрую чару вина, потешим молодецкую душу.
И послушался опять горя добрый молодец, прогулял все свое имущество, нажил себе неизбываемой беды, и связалось с ним горе с той поры на целый век: некуда молодцу от горя укрыться; молодец от горя в чистое поле, а горе за ним тенета1 несет — стой, не уйдешь, добрый молодец; молодец от горя в быструю речку, а горе за ним невода тащит; молодец от горя в постель укрывается, а горе в ногах сидит:
— Не на час я к тебе, горе, привязалось — на целый век! Молодец от горя в сырую землю, в гробовые доски, а горе за ним вслед лопату несет, тележку везет.
Положили молодца в сырую землю — сидит горе на могиле, присказывает:
— Хорош ты был, добрый молодец, ладно мы с тобой век прожили, а пойду по свету, найду и другого — получше тебя!
"Богатыри и Витязи Русской земли" составитель Н.И. Надеждин
КОММЕНТАРИИ
1 Тенёта — сеть, путы.