Мятежи волхвов (языческих жрецов, которые общаются с богами и проводят обряды) и смердов стали очевидной реакцией на новые правила навязанные Руси князем Владимиром. Христианство прививалась народу огнем и мечом: путем убийств, разорением мест поклонения и запрещением старых обрядов. В это и приводило к периодическим восстаниям.
Крещение Руси
Это обширное событие, предпринятое Владимиром Святославовичем, является важной частью истории, ведь с этого момента кардинально изменяется жизненный уклад, ведь очень часто, традиции и религия очень тесно переплетены.
Но все же стоит кратко изложить те причины, что сподвигли Владимира к изменению религии фактически на национальном уровне.
Главной, является та, что христианство дает большую власть. Ибо как минимум заповедь апостола Павела: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» понравилась Владимиру. Далее, любой неурожай можно счесть за то, что люди грешны, и это якобы является карой Божьей. Смиренность, что также является частью христианства была удобна для правящей верхушки, ибо смирены должны были быть простые люди, крестьяне.
Но так как народ не был согласен с этим, ведь продолжал рьяно верить в языческих богов, были предприняты крайне жестокие и негуманные способы «окрестить» население. И не стыдился почти что никто, ведь Владимир и его подручные были готовы на все, дабы эту власть получить.
Отсюда и исходят выступления волхвов, но несмотря на это, смердь шла на мятеж из-за крепнущего феодализма, который был введен почти одновременно с христианством. Волхвы были лишь лидерами движений.
Суздальское выступление 1024 года
Первое восстание началось в Суздале. Вызвано оно было голодом. Конечно, голод, это не редкость, но, мятеж был поднят из-за того, что не все население голодало. В повести временных лет, откуда в принципе взята информация о данных событиях, пишется: «В тот же год восстали волхвы в Суздале; по дьявольскому наущению и бесовскому действию избивали старшую чадь, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стран.»
Этот мятеж всколыхнул верхушку, в том числе и князя Ярослава Мудрого, что сконцентрировал все свое внимание на Суздаль. Он отправил свою дружину туда, для того чтобы справится с бунтом.
Восстание в Суздали является самым известным и крупным, но о нем мало известно ибо летописание не было так хорошо развито на тот момент
Выступление в Новгороде 1071 года
Сперва нужно сказать, что дата 1071 год неверная, известные исследователи летописей А. А. Шахматов и М. Д. Приселков, смогли доказать, что бунты происходили между 1066 и 1069 годом.
Новгород – второй по величине и влиятельности город на Руси после Киева. Он лучше сохранил старые традиции и религию, поэтому простой люд и «простая чадь» противились христианству и киевской власти, что пыталась взять поборы и назначить в городе свою дружину. Поэтому, существует предание, которое правда записано в более поздней летописи, о двух воеводах Владимира Святополка – Добрыне и Путяти, что жестокими методами окрещали новгородцев.
Событие княжеской междоусобицы между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным, в которой победителем вышел первый благодаря помощи новгородцев, приравнял их к княжеским мужам. Это придало храбрости и решительности новгородскому волхву, который находился под властью князя Глеба Святославовича. Волхв начал говорить люду что способен на чудеса, уверял что перед народом перейдет реку Волхов, христианство же он бранил. Народ быстро встал на его сторону и уже было хотел убить епископа, но тот обратился к восставшим: «Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу, пусть ко кресту идет». Итогом было то, что со стороны епископа был Глеб с дружиной, на стороне волхва был народ.
Таким образом началась смута, но Глеб не растерялся, спрятал топор под плащ, и подойдя к волхву зарубил его. Люди разошлись и на этом кончился мятеж в Новгороде.
Восстания в Ростове и Белоозере 1071 года
Бунт начался в Ростовской области в Суздаля. Причина его была такая же, как и в 1024 году, т.е. пища, спрятанная «старой чадью» или же повозниками, что привозили дань. Смердь под предводительством волхвов отправилась по Волге и Шексне. Приходя в различные погосты, те находили повозников, и говоря, что «лучшие жены» держат мед, рыбу, хлеб и т.д. Летописец временных лет описывает что волхвы сделали с женами, сестрами и дочкамиповозников.
«И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу и убивали многих жен, а имущество их забирали себе.»
В летописи Переяславля Суздальского пишется, что также были убиты и «лучшие мужи» что больше походит на правду.
После мятежники пришли в Белоозеро числом в триста человек. На тот момент, Ян Вышатич, собирая дань узнал от белозерцев о случившемся. Тот расспросив чья это смердь, узнал, что она подвластна его князю. Сначала попросив выдать у них волхвов, он, получив отказ отправился к ним сам с дружиной из 12 человек. После небольшого сражения, шантажем отправив самих белозерцев за мятежниками, взял в плен волхвов. После небольшого допроса, отдал он их «старой чади» для кровной мести. Этим и закончился Ростовский бунт.
Подытоживая можно сказать что длительное существование первобытных культов, особенно на северо-востоке, а также сам строй общества сподвиг народ идти на мятеж в форме восстания волхвов. Все потому что волхв изначально был близок народу и часто сам являлся смердом. При их власти не было поборов, земля была у общинников, и на тот момент их статус был еще высок.
Несмотря на это, цели у волхвов и простых людей были разные. Смердь давала отпор гнетущему феодализму. Волхвы же боролись за то, чтобы вернуть старые времена, когда они имели хоть какое-то влияние, ибо волхв, это осколок старого мира, который вскоре должен был сгинуть в пучинах истории. Но когда волхв призывал выступать против христианства, это перерастало и в выступление против князя и феодализма, и наоборот. Фактически, такие мятежи это первая и самая начальная форма бунта против феодализма, которые вскоре станут шире и приведут такой строй к гибели.
Но какого-то особого влияния на Русь восстания волхвов не возымело. Лишь к ожесточению власти и укреплению феодализма, против чего они собственно и боролись. Таким образом окончились восстания волхвов, никак не повлияв на развитие христианства в русских землях.