В лесах по Оке обитало племя вятичей. На тот момент лишь река была дорогой, соединявшая разбросанные поселки охотников, пасечников, землепашцев и рыболовов. На возвышенных берегах располагались их города, защищенные валами и канавами, огражденные палисадами: реальные города – с отличными причалами и местами для торговли. Сюда на тесных лодках торопились с личными товарами обитатели дальних поселков, сюда приходили промысловые суда из Киевской Руси и судна зарубежных торговцев.
История Вятичей
Вятичи были отдельным, независимым народом. Преданные традициям и благочестиво чтившие наставления предшественников, они противостояли любому воздействию, грозившему патриархальному укладу, так же и влиянию Киевской Руси. Вятические земли были одними из последних, которые были включены в состав государства Древней Руси, и данный процесс происходил при стойком противодействии патриархального населения.
Многократные походы правителей Киева во второй половине 10 века и заставили вятичей выплачивать дань дальнему Киев. При любом шансе они избегали связей с Киевской Русью и вплоть до начала 12 века стойко защищали личную самостоятельность.
Во время правления Олега, который закрепил за городом Киевом титул «матери городов русских», большинство восточнославянских племен входили в состав Русского государства, лишь вятичи находились в подчинении у хазар. Во второй половине 10 века хазары крепко обосновались в государстве вятичей и, не удовлетворившись существовавшей простой данью, обложили их данью: «по шлягу от рала». Чтобы включить племя к Русскому государству, правителям Киева понадобилось сокрушить державу Хазарского царства.
В 964 году князь Святослав совершил поход на побережья Оки и Волги. Затем Святослав в 965 году атаковал хазар и, разгромив их, разрушил сторожевую башню Белая Вежа. Разобравшись с хазарами, он в 966 году вновь отправился к вятичам, завоевал их и наложил дань. Но покорение было недолговечным: вятичи быстро откололись от Руси.
Нестор отмечает, что в 981 году Владимир Святой «вятичи победи и возложи на ня дань от плуга, яко же отец его имал». Из этого высказывания следует, что после 966 года вятичи преодолели свою зависимость от правителей Киева и прекратили выплачивать им дань. Скорее, это произошло после гибели правителя Святослава, так как младенчество, а потом и вражда его сыновей создали удобную возможность для нападения. В 982 году вятичи опять «заратились». Владимир отправился на них во второй раз и завоевал их.
Многочисленные набеги печенегов на окраины русских областей заставили Владимира заняться усилением южных и восточных границ Русского государства. «Плохо, что меньшее количество городов под Киевом», — сказал Владимир и велел построить города по рекам Сула, Стугна, Трубеж, Десна и Остра.
В обустроенных городах он расселил «наилучших мужей» чудь, кривичей и вятичей. Таким образом, самые опасные и авторитетные люди из числа вятичей были устранены из их племени. Ослабевшие этим выселением, вятичи оставались послушными правителям Киева на протяжении всего правления следующего князя Ярослава Мудрого и его сыновей.
Когда умер Ярослав, его сыновья разделили на половину русские земли, в итоге земля вятичей стала частью Черниговского княжества.
Финальное подчинение племени относится к периоду правления Владимира Мономаха. Он правил Черниговским княжеством с 1078 по 1094 год, а в первый поход к вятичам этот князь отправился до того как наследовал великокняжеский трон в Киеве. «Сначала я поехал в Ростов, через Вятичи, меня послал отец», — пишет он в своем «Поучении детям». Владимир Мономах ставит себе это в особую заслугу. Судя по всему, поход на вятичей был связан с немалыми трудностями и рисками. Тем временем здесь проходил короткий путь из Чернигова в Ростов, а Ростов был еще и волостью Мономаха, который хотел добиться передвижения без припятствий по данному маршруту. В первые годы личного княжения в Чернигове он совершил два похода зимой в Вятичскую землю на Ходота. Ходота был один из племенных старших правителей, руководивших до установления в государстве державы Рюриковичей. Вятичи стойко сражались с Мономахом. Поединок закончился победой киевского правителя, после этого вятичи никогда не предпринимали попыток вернуть свою независимость.
Финальное завоевание вятичей Киевской Русью принадлежит к 12-му веку. Но преданность обычаям и настойчивость данного населения, передающиеся из поколения в поколение, и по сей день отображаются в характере человека, проживаюшего в этом регионе.