КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ «ЧЕШСКАЯ ХРОНИКА»
»Хроника» Козьмы (ок. 1045-1125) стала первым крупным произведением чешской историографии, над которым автор работал в последние годы жизни. Козьма обучался сначала в Праге, затем во фландрском Люттихе (Льеже), пребывал в окружении пражского епископа Гебхарда-Яромира, младшего брата чешского князя (впоследствии короля) Братислава II — вероятно, в должности секретаря, так как клириком кафедрального капитула в Праге хронист стал только в 1099 г., а позднее — его деканом. Близостью к епископу Гебхарду объясняются как информированность Козьмы в политических делах, так и его церковно-политическая позиция противника славянского богослужения, которому покровительствовал Вратислав II.
Издания: Из многочисленных изданий лучшим критическим является издание Б. Бретхольца: Cosm. 1923, заменившее предыдущие критические издания Р. Кепке (Cosm. 1851. P. L—132) и И. Эмлера (Cosm. 1874. Р. 1-370).
Переводы: На чешский язык: Cosm. 1972; на немецкий язык: Cosm. 1885; на польский язык: Cosm. 1968; на русский язык: Коз. Пр.
Литература: Кроме введения к изданию Б. Бретхольца, см.: Trestik 1968 (здесь обширная библиография); RFHMAe 3. Р. 656-657.
КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ «ЧЕШСКАЯ ХРОНИКА»
(около 1119-1125 гг.)
I, 21. В год от Воплощения Господня1 967-й. [Смерть чешского князя Болеслава I и похвала вступившему на престол Болеславу II.
I, 22. Сестра последнего Млада прибывает для молитвы в Рим, там принимает монашество с именем Мария и привозит своему брату посланиие папы2, благосклонно отвечающего на просьбу Болеслава II об учреждении в Праге епископии, которое и цитируется хронистом.] Посему апостолической властью и властью святого Петра, главы апостолов, коего, хоть и недостойно, мы являемся наместником, соглашаемся, и одобряем, и утверждаем, чтобы в церкви мучеников святого Вита (Vitus) и святого Вячеслава (Wenceslaus)3 была епископская кафедра, а в церкви святого мученика Георгия4 было учреждено сообщество монахинь по уставу святого Бенедикта5 и под водительством дшери нашей аббатисы Марии. Однако не согласно обрядам, то есть секте, народа Болгарии (Bulgaria) или Руси (Ruzia), то есть на славянском (Sclavonicus) языке6, но, более следуя апостолическим7 установлениям и правилам, выбери для сего дела, на радость всей церкви, наиболее достойного клирика, больше обученного латинской грамоте, который сумел бы словесным плугом вспахать целину языческих сердец и посеять пшеницу доброделания, равно как представить Христу снопы урожая вашей веры. Прощай. [И немедленно было сделано так: в церкви св. Вита решено устроить седалище будущего епископа8, а в церкви св. Георгия — аббатство сестры Болеслава II Марии.]
(Cosm. 1923. Р. 43-44)
Чешский князь Болеслав II и второй пражский епископ св. Адальберт (Войтех)
2.
II, 37. В год Воплощения Господня 1086-й. [По повелению римского императора Генриха III9 в Майнце собирается собор10, на котором чешский князь Вратислав11 поставляется королем Чехии и Польши12. На соборе брат Братислава пражский епископ Гебхард, добивающийся упразднения Моравской епископии13, представил грамоту, утверждения которой папой Бенедиктом и императором Оттоном I в свое время добился пражский епископ св. Адальберт14. На основании этого документа император Генрих издает новую грамоту о том, что Моравия входит в юрисдикцию Пражской епископии. Следует текст грамоты с описанием границ Пражской епархии, сначала западных, потом северных.]
Денарий чешского короля Братислава II
На востоке она (Пражская епархия) имеет границами такие реки: Буг (Bug)15 и Стырь (Ztir)16, включая город Краков (Krakoua)17 и область, называемую Ваг (Wag)18, со всеми землями, относящимися к упомянутому городу Кракову. Оттуда она, с прибавлением границ с Венгрией (Ungari), простирается и доходит до гор Татры (Tritri)19. [Южная граница — по границе с Баварией до реки Ваг.]
(Cosm. 1923. Р 134-140)
КОММЕНТАРИИ
1 См. № 1, примеч. 1.
2 Письмо написано от имени папы Иоанна, т.е. Иоанна XIII.
3 Чешский князь Вячеслав (по-чешски — Вацлав, по-немецки — Венцель: все три формы происходят от слав. *Vetjeslavъ с носовым е. что и отражено в лат. Wenceslaus) был в 929/35 г. убит своим младшим братом Болеславом I и через три года перезахоронен в пражской церкви св. Вита. Церковное почитание св. Вячеслава, начавшееся уже в X в., привело к превращению его (наряду со св. Адальбертом-Войтехом Пражским) в одного из святых-покровителей Чехии.
4 В Праге.
5 Св. Бенедикт Нурсийский (VI в.) был создателем устава монашеской жизни, до XII-XIII вв. господствовавшего в Западной церкви (бенедиктинцы).
6 Говорить в 967 г. о какой-либо "секте народа Руси", отличавшейся славянским богослужением, не было никакого основания. Поэтому либо послание целиком, либо данное место в нем должны быть признаны позднейшим фальсификатом, направленным против славянского богослужения на территории Чехии, которое при Братиславе II культивировалось в Сазавском монастыре. Его насильственное окончательное прекращение имело место в 1096 г.
7 Т.е. римским.
8 Пражская епископия была открыта в 973 г., до этого чехо-моравские земли представляли собой часть диоцеза Регенсбургской церкви.
9 По общепринятому счету — Генриха IV; разнобой происходит оттого, что германский король Генрих I не был императором.
10 Майнцский собор состоялся не в 1086, а в 1085 г.
11 Вратислав II.
12 Что конкретно скрывается за столь необычным титулом Вратислава II, неясно. Вряд ли таким образом выразился всего лишь сюзеренитет пражского князя над Силе-зией, с которой польские князья после 1054 г. должны были выплачивать Праге дань. Следует иметь в виду, что согласно подтвержденной собором 1085 г. грамоте (о которой идет речь непосредственно ниже) границы Пражской епископии обнимали всю Малую Польшу с Краковом.
13 Моравская епископия с кафедрой в Оломоуце была открыта Вратиславом II в 1063 г.
14 Учредительная грамота Пражской епископии от 973 г., исходившая от германского императора Оттона I и папы Бенедикта VI, никак не могла быть исходатайствована Адальбертом-Войтехом, который был только вторым по счету пражским епископом.
15 Западный Буг.
16 Правый приток Припяти.
17 Краковская земля к тому времени уже в течение почти столетия принадлежала Древнепольскому государству (см. примеч. 19).
18 Т.е. земли на правобережье реки Ваг (левого притока Дуная, впадающего заметно ниже Братиславы), которая упомянута в качестве границы также ниже, при описании южных пределов Пражской епархии. Однако в политическом отношении эти области, как и остальная Словакия, принадлежали Венгерскому королевству. Таким образом, очерчиваемые границы включали в себя не только польские (Краков), но и венгерские территории.
19 Итак, в качестве восточных пределов Пражской епископии указана Краковская земля в ее целом: от собственно Кракова до словацких Татр на юге и до Буга и Стыри на востоке. Имеются в виду, понятно, находящиеся рядом истоки этих рек, так как в остальном они текут параллельно на большом расстоянии друг от друга. До рубежа 80-90-х гг. X в. Краковская земля входила в состав Древнечешского государства. Поскольку лежащие в верховьях Западного Буга, на его левобережье, так называемые Червенские города (территория, важная в отношении международной торговли, занимавшая одно из ключевых мест на пути из Среднего Подунавья через Прагу и Краков на Киев), были захвачены киевским князем Владимиром, вероятно, уже в 979 г. (в "Повести временных лет" этот поход датирован 981 г.) (Назаренко 2001а. С. 393-411), то в данных грамоты 1086 г., действительно, приходится видеть указание на чешско-русскую границу более раннего времени — ок. 973 г., когда была основана епископия в Праге (Buczek 1939. S. 1-48; Королюк 1964. С. 119-151; Labuda 2. S. 125-151; Назаренко 2001а. С. 393-396). Очевидно, этим объясняются и другие несоответствия обрисованных в грамоте 1086 г. границ политическим обстоятельствам того времени (см. предыдущее примеч.).
Грамота сохранилась также и в немецкой, майнцской, традиции (DD Heinr. IV. N 390; Пражская епископия до XIV в. была частью Майнцского архиепископства) и уже по одной этой причине никоим образом не может быть фальсификатом Козьмы Пражского, как иногда считалось. Дипломатический анализ показал, что она действительно была изготовлена в императорской канцелярии Генриха IV, хотя фактически, вероятно, так и не была издана (Beumann, Schlesinger 1961. S. 395-407; Krzemenska, TfeStik 1960. S. 79-88) — быть может, именно по причине скандальной архаичности подлежавших восстановлению епархиальных границ.
КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ «ЧЕШСКАЯ ХРОНИКА»