КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН
С супругой Анной, корсунскими и болгарскими священнослужителями князь Владимир вернулся в Киев. Вместе с ним на Русь были привезены церковная утварь, богослужебные книги, религиозные святыни, а также «два истукана и четыре коня медных» как полюбившиеся князю предметы искусства.
Насколько ревностно Владимир-язычник прежде воздвигал на киевских капищах деревянных идолов, настолько же рьяно он стал теперь свергать их. Многие горожане, сохранившие верность язычеству, плакали, наблюдая унижение почитаемых ими божеств. В последующие дни по всем улицам города прошли крестные ходы, охраняемые дружиной. Священники кропили святой водой дома и колодцы, изгоняя отовсюду «бесовскую силу». По приказу князя в разных концах города начали ставить деревянные церкви и молельни, учреждая церковные приходы.
Первым делом Владимир принял решение крестить своих детей и дружину. Он объявил, что теперь является поборником единобрачия. Своим многочисленным женам и наложницам он предоставил возможность найти себе достойного супруга из числа «княжих мужей». Затем он повелел всем жителям города — простым и знатным, бедным и богатым — прийти на берег Днепра креститься. Того, кто не явится, он грозил объявить своим врагом. Толпы народа спустились к реке и покорно вошли в днепровские воды. Появился Владимир с церковным причтом. Священники совершили обряд крещения, и все киевляне были названы христианами.
Крещение.
В.И. Навозов. 1887 г.
Владимир усердно насаждал новую религию и обряды. На месте языческих святилищ он возводил церкви. Там, где прежде стоял Перун, в Киеве возвели храм Святого Василия, а на месте гибели первых киевских мучеников-христиан Феодора и Иоанна греческие мастера построили церковь Успения Богоматери.
Становление Русской Православной Церкви относится к 990 году, когда на Русь прибыл первый митрополит Михаил, назначенный византийским патриархом. Владимир приравнял его к боярам, дал ему во владение город Переяславль на Днепре, и тем самым, пресек возможные его поползновения на установление главенства церкви над княжеской властью. Собор епископов при митрополите ведал церковными делами на местах. По повелению Владимира повсеместно стали строить храмы, где священники проводили службы три раза в день.