ПРАСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
С чернолесской культурой связано также большое количество курганов. Археологи находят в них одиночные и коллективные захоронения или коллективные погребения кремированных покойников в урнах. Кроме того, на этой же территории часто встречаются бескурганные грунтовые могильники, где кремированный прах умерших хранился в урнах. Эта группа погребений близка могильным памятникам лужицкой культуры, что говорит, по-видимому, об этнической близости создателей обеих культур.
Все эти памятники датируются VIII — первой половиной VII в. до н.в.
К группе праславянских племен относятся также племена милоградской культуры, распространенной на территории Южной Белоруссии по правобережью Днепра, приблизительно от Жлобина до устья Припяти. В результате работ на памятниках этой культуры выявлено два типа городищ: одни расположены на высоких береговых мысах, другие — среди болот, в низинах. На городищах были открыты слегка углубленные в почву жилища квадратной формы. Богатые и разнообразные материалы, найденные на поселениях, позволяют представить хозяйство милоградцев. Земледелие и скотоводство составляли его основу, охота и рыболовство имели подсобное значение. Население знало обработку железа и меди. Бескурганные грунтовые могильники располагались обыкновенно рядом с поселениями. Как и другие праславянские племена, милоградцы сжигали своих мертвых. Так, у городища Горошков в неглубоких ямах были обнаружены остатки трупосожжений и следы сооружения в виде углубленного в землю столбового жилища, внутри которого находились кальцинированные кости. Это — остатки своеобразного «домика мертвых».
Территории распространения Милоградской и Юхновской культур
К югу, в области Киевщины, в это же время обитали родственные милоградским племена подгорцевской культуры. К северу от милоградских племен проживали племена, известные в археологии под именем племен культуры штрихованной керамики, связываемой с балтами. А к востоку жили племена так называемой юхновской культуры, отношение которой к славянскому этногенезу неясно. По-видимому, значительно позднее, в самом конце I тысячелетия до н.э., племена юхновской культуры были славянизированы племенами зарубинецкой культуры.
Рассматривая культуру праславянского населения Центральной Европы и правобережного Приднепровья, следует отметить высокий уровень развития производительных сил и общественного строя. Перед нами общество, знающее земледелие, оседлое скотоводство, обработку металла. Характер укрепленных поселков свидетельствует о напряженных отношениях между родовыми общинами. Это — патриархальное общество.
Этническая карта Северного Причерноморья сильно изменилась после прихода скифов. В частности, племена Западного Приднепровья испытали особенно сильное влияние степных скифов. Этническая ассимиляция сказалась, например, в усложнении обряда погребения, который приобрел некоторые скифские черты. В IV—III вв. до н.э. здесь широко распространяются скифские вещи и обычай погребать умерших в катакомбах.
На протяжении всего I тысячелетия до н.э. в Приднепровье происходили постоянные смешения различных этнических массивов. Наиболее тесные связи у праславянских племен были с Югом и Юго-Востоком, причем не только со скифами, но через них и с населением далекого Кавказа.