СКИФЫ
Начиная приблизительно с VIII в. до н.э. и вплоть до II в. н.э., на территории современной Украины живёт группа племён, известная у древних авторов под общим названием скифы и именующая самих себя сколотами1. В этом последнем племенном термине Н.Я. Марр, как известно, видел протооснову термина скловен, рассматривая его основу «скло-» как стяжённую форму основы «сколо-». Предшественникам скифов на той же территории, по Геродоту, были киммерийцы.
Скифская проблема — это огромная проблема в смысле своего материала. Но она огромна и в смысле своего значения для разрешения вопроса о происхождении русских славян.
Без учёта кимерско-скифского материала нельзя даже подходить к проблеме происхождения русских славян, потому что кимеры и скифы продолжают жить до наших дней в русском, украинском и белорусском языках настолько значительным культурным вкладом, что Н.Я. Марр имел все основания утверждать, что «славянский, понимаемый палеонтологически, есть скифский, вернее — кимерский».
СКИФЫ (лат. Scythi, Scythaej греч. Skithai) — собирательное название многочисленных ираноязычных племен, родственных савроматам, массагетам и сакам и населявших Северное Причерноморье в VII-III вв. до н.э. Размещались в районах Средней Азии, затем начали продвижение на Северный Кавказ и oттуда на территорию Северного Причерноморья.
Основной территорией расселения скифов стали степи от Дуная до Дона, включая Крым.
Наиболее полные сведения о скифах содержатся в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.), который долгое время жил в окруженной скифами Ольвии и был хорошо знаком с ними. Согласно Геродоту, скифы утверждали, что ведут происхождение от первого человека — Таргитая, сына Зевса и дочери речного потока, и его сыновей: Липоксая, Арпоксая и младшего — Колоксая. Каждый из братьев стал родоначальником одного из скифских племенных объединений: 1) «царские» скифы (от Колоксая) господствовали над остальными, они жили в степях между Доном и Днепром; 2) скифы-кочевники обитали на правом берегу Нижнего Днепра и в степном Крыму; 3) скифы-пахари — между Ингулом и Днепром (некоторые ученые относят эти племена к славянским). Кроме них Геродот выделяет эллино-скифов в Крыму и скифов-земледельцев, не смешивая их с «пахарями». Еще в одном фрагменте своей «Истории» Геродот отмечает, что греки неверно называют всех живущих в Северном Причерноморье скифами. На Борисфене (Днепре), по Геродоту, жили борисфениты, называвшие себя сколотами.
Северное Причерноморье в VII-III веках до н.э.
Но всю территорию от низовий Дуная до Дона, Азовского моря и Керченского пролива в археологическом отношении составляет одна культурно-историческая общность. Основной ее признак — «скифская триада»: оружие, конское снаряжение и «звериный стиль» (т.е. преобладание в произведениях ремесла реалистичных изображений животных; чаще всего встречаются изображения оленя, позже добавились лев и пантера).
Первые скифские курганы были раскопаны еще в 1830 г. Из археологических памятников наиболее известны курганы «царских» скифов в Северном Причерноморье — огромные, богатые золотыми изделиями. «Царские» скифы, видимо, поклонялись коню. Каждый год на поминках по умершему царю приносили в жертву 50 всадников и множество лошадей. В некоторых курганах найдено до 300 костяков лошадей.
Богатые курганные захоронения указывают на существование рабовладельческой знати. Древние греки знали о существовании «Скифского царства», которое до III в. до н.э. находилось в причерноморских степях, а после нашествия сарматов переместилось в Крым. Их столица была перенесена с места современного Каменского городища (вблизи Никополя). В кон. II в. до н.э. своеобразное скифское государство в Крыму вошло в состав Понтийского царства.
С кон. I в. до н.э. не раз разгромленные сарматами скифы не представляли серьезной политической силы. Ослабляли их и постоянные конфликты с греческими городами-колониями в Крыму. Название «скифы» перешло впоследствии на племена сарматов и большинство других кочевников, населявших причерноморские области. В дальнейшем скифы растворились среди других племен Северного Причерноморья. Скифы в Крыму просуществовали вплоть до нашествия готов в III в. н.э.
В Раннее Средневековье скифами называли северопричерноморских варваров.
КОММЕНТАРИИ
1 СКОЛОТЫ - самоназвание группы скифских племен, обитавших во 2-й пол. I-го тыс. до н.э. в Северном Причерноморье. Упоминание сколотов встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.): "Всем же скифам сообща - имя сколоты". Современный историк Б.А. Рыбаков относит сколотов к скифам-пахарям - предкам славян, а сам термин "сколот" считает производным от славянского "коло" (круг). По мнению Рыбакова, древние греки именовали сколотов, живших по берегам Борисфена (греческое название Днепра), борисфенитами.
Геродот приводит легенду о праотце скифов - Таргитае и его потомках Арпоксае, Липоксае и Колоксае, согласно которой от последнего получили свое имя сколоты. В легенде содержится рассказ о падении на скифскую землю священных предметов - плуга, ярма, секиры и чаши. Плуг и ярмо являются орудиями труда не кочевников, а земледельцев. Культовые чаши археологи находят в скифских погребениях. Эти чаши сходны с распространенными в доскифское время в лесостепных археологических культурах - белогрудовской и чернолесской (XII-VIII вв. до н.э.), которые многие ученые связывают с праславянами.