lang="ru-RU"> ЛЕМБОЙ - Русь Изначальная
Site icon Русь Изначальная

ЛЕМБОЙ

ЛЕМБОЙ

Проклятый муж

  Одна женщина все время ссорилась со своим мужем, уж такая сварливая уродилась. Все было не так, все не по ней. Ему поучить жену уму-разуму, как исстари учивали, а он все терпел.

  И дотерпелся… Как-то раз бросила она в сердцах:

  — А чтоб тебя лембой прибрал! — и вечером того же дня муж пропал из дому. Вышел собак покормить — и исчез бесследно.

  День нет, два, неделю, месяц… Жене тошнехонько стало на свете жить: какой муженек ни есть, а свой, без него всяко хуже, чем с ним. Никто ее теперь не пожалеет, не приголубит… побранить даже некого!

  Пошла к колдуну — помоги, говорит, мужа отыскать. А тут как раз была ночь накануне Ивана Купалы. Взял колдун с собой женщину в лес, блукал, блукал, привел к лесной горе, сам внизу остался, а ей велел подняться.

  Взошла она на гору, видит — а там вместо ночи белый день, на улицах пляски, игры, столы расставлены, яствам и питью счету нет. И черти, одни черти кругом.

  Лембои!

  Окружили лембои женщину, стали расспрашивать, зачем она пришла к ним.

  — Я мужа разыскиваю.

  — Ищи, — говорят, — мужа. Найдешь — твой!

  Встали лембои рядами (а их не меньше тысячи) — и видит женщина: все они — один в один ее муж. Платье с одного плеча, и ни по волосу, ни по голосу, ни по взгляду, ни по походке одного от другого отличить нельзя.

  Так бы и не признала жена между ними мужа, если б не заметила: у всех платье застегнуто с левой стороны и в лице — ни кровинки, а у мужа правая пола вверху и румянец на щеках играет.

  Указала она мужа, и лембои с честью отпустили их домой. Пока шли до дому, жена так и не выпустила руки мужа — боялась, вдруг лембои налетят да снова отымут родимого, ненаглядного!

  С той поры стала молодка как шелковая, и зажили они душа в душу, хоть в хоть, плоть в плоть.

Невеста из бани

  В новый год молодые парни и девки собрались, заспорили, кто пойдет в баню гадать. А страшно в такую пору! Один парень решился, подошел к каменке, хотел взять камень — а его цап за руки. И голос женский слышится:

  — Возьмешь замуж — отпущу, нет — задавлю.

  И вроде как девка мелькнула.

  Пришел домой парень — даже заболел со страху. День, второй… на третий рассказал матери. Мать дома все перекрестила и засвятила. А та, из бани, ночью приходит:

  — Что? Засвятила, закрестила? А я тебя все равно найду!

  Отец парня поехал к попу. А поп говорит:

  — Ну, куда деваться? Только пускай он ее заставит в церкви венчаться.

  Пришел парень в баню, сказал про венчанье-то, а голос отвечает:

  — Согласна. Мне ни платья не надо, ни фаты, ни туфелек. Одно надобно исполнить: откуда ты высватал меня, оттуда и бери. Придешь с гостями в баню, там будет стол, на нем закуски, вино. Пусть никто не пьет, не ест. А ты бери меня за руку и выводи, только не говори: «Господи, благослови».

  Вот они пришли, открыли баню, а невеста и правда сидит — наряжена уже. Вывел жених ее. Пара коней стоит, копытами кони бьют.

  — Поезжай, а я за тобой следом, — говорит невеста.

  В церковь пришли, окрестили девушку, поставили к венцу, обвенчались. Приехали домой, отдышались маленько со страху, смотрят: красавица досталась девка, статная такая!

  Поп сказал, чтоб двенадцать обедней отслужили.

  Вот на Масленку все молодые едут к теще на блины, как водится, а свекровка невестке и говорит:

  — А ты куда муженька повезешь? В баню?

  — Зачем? У меня тоже отец и мать есть.

  Собрались, поехали. День едут, второй едут, на третий заехали в деревню. Подъехали к одному дому, а в нем ребенок ревет. Она:

  — Иди, просись ночевать, да и полечить ребеночка надобно.

  Заехали, подошла она к зыбке, молодка-то, посмеялась. А хозяйка ей:

  — Девка, ты чего? Умеешь, так лечи.

  Попросила молодая топор, берет из зыбки осиновое полено в тряпице. На пороге трижды рубанула его и говорит хозяйке:

  — Вот ты с кем водилась. Ты меня прокляла, а полено-то в зыбке осталось.

  Оказывается, ей еще в детстве мать недобра пожелала, ну а лембой был тут как тут.

  Лембои — это не простые черти, а происшедшие из заклятых (проклятых) детей или взрослых, которые были похищены и выращены нечистой силой, по преимуществу лешими. Однако они вездесущи: могут быть и водяными, и банными, и лесными.

  Там, где лембои селятся, у них образуются чуть ли не целые города, полные некогда заклятых людей. Они женятся, плодятся, а все им мало: дня не проходит, чтобы не похищали проклятых людей. Именно этих несчастных посылают похищать у людей неблагословленную или заклятую еду («А кашу твою подгорелую пускай черти едят!«), чего не могут сделать сами лембои.

  Они любят выпить и часто заходят в кабаки, пользуясь многолюдьем, но здесь их сразу узнают по тому, что пола слева направо застегнута, не как у людей.

  Особый сорт лембоев — кладохраны, они показываются всегда древними стариками. Достать охраняемый лембоем клад чрезвычайно трудно, потому что все сокровища положены с зароком на одно и то же лицо. Однако обмануть лембоя могут три Ивана, рожденные и крещенные в один день, вдобавок племянники. Для этого надо прийти на заветное место в Иванову ночь (24 июня/7 июля), угостить лембоя свинцом вместо орешка (пулю дать погрызть), а пока он будет зубы ломать, трижды сказать: «Отдай наше царское имение!» Вот тут-то лембой и отдаст клад.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"

 

  

Exit mobile version