ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
А самая классическая и совершенная форма обрядовой поэзии — русская свадьба: своеобразная народная драма, где у каждого из «действующих лиц» — невесты, жениха, свахи, свата, дружек, родителей — свои «роли», создававшиеся народом веками. Огромной художественной силой обладает и другой народный обряд похорон, так же состоявший из целого цикла причитаний, плачей. Сохранившиеся плачи Ирины Федосовой и другие их образцы относятся к высшим достижениям народной поэзии.
Обрядовая поэзия — это и целый цикл песен, связанных с так называемыми календарными народными праздниками. Таковы колядки, сопровождавшие новогодние святочные гуляния (они описаны в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»), подблюдные песни, песни семицкие, веснянки. И даже знаменитая песня «А мы просо сеяли…» тоже из обрядовых, только хороводных.
Свадебный обряд в каждом районе России имеет свои особенности. Поэтому приведенные ниже тексты лишь в самой общей форме передают содержание и последовательность песен и причитаний русской свадьбы.
Образцы песен русского свадебного обряда представлены почти во всех фольклорных сборниках. Существуют и отдельные издания, воспроизводящие весь цикл свадебного обряда. Это сборник Д.М. Балашова и Ю.Н. Красовской «Свадебный обряд Терского берега Белого моря» (М., 1967) и сборник «Лирика русской свадьбы», изданный в серии «Литературные памятники» (Л., 1973). Причитания, как свадебные, так и похоронные, наиболее полно представлены в уникальном собрании Е.В. Барсова «Причитания Северного края», вышедшем в трех частях в 1872—1886 годах. А в 1960 году издан сборник «Причитания» (Большая серия «Библиотеки поэта»). О народной календарной поэзии можно получить представление по сборнику «Поэзия крестьянских праздников» (Большая серия «Библиотеки поэта». Л., 1970).