ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ
Собственно кыргызскими по составу населения в рассматриваемое время были улусы Езерский, или Исарский (Десары), кочевья которого распространялись до р. Качи под Красноярском, она называлась Изыр-су — озерская река, а также улус Алтысарский, его княжеская ставка была в Белом Июсе. Позднее (во второй половине XVII в.) в составе кыргызской земли русские документы называют еще Алтырский улус, именуемый иногда «верхними кыргызами», население которого обитало в основном в долине Абакана. Кроме того, к кыргызам стали причислять еще Тубанский улус, расположенный на правобережье Енисея в бассейне р. Улсы (или Тубы). В качестве зависимых от кыргызских князей киштымов русские документы называют тюркоязычных качинцев, агинцев, кызыльцев, аргунов, шустов сагайцев, шориев; кетоязычных аринцев, ястынцев, тинцев, коттов, асанов, самодийскоязычных моторов, кашинцев, камасинцев.
В хозяйственном отношении кыргызы были скотоводами-кочевниками, разводившими лошадей и овец, крупный рогатый скот и даже верблюдов. Скотоводство было пастбищным в течение всего года. Подсобное значение имела горно-степная охота, но не таежная, ибо сами кыргызы рассказывали «живем в степи, а по лесу на лешнях не зверуем и соболей не добываем». Земледелием кыргызы не занимались. Они жили в переносных войлочных юртах и носили овчинные шубы, меховые шапки — «малахаи», а также армяки-халаты из грубой шерстяной ткани. Молоко и мясная пища были основным видом питания, но ели и рыбу, которую в некотором количестве добывали сами. Главным видом транспорта была верховая лошадь, на которую вьючили и груз, как и на верблюда. Лыжами кыргызы почти не пользовались: «…а лыжной де нам ход не за обычай», — говорили они русским людям. Оружием были лук, стрелы и копья. Носили и воинские доспехи — шлем, панцири, куяки. Железное холодное оружие и другие предметы воинского снаряжения кыргызы получали в виде дани от своих киштымов, главным образом шорцев.
В социальном отношении кыргызы были неоднородны. Основным трудовым слоем населения были рядовые скотоводы — улусные мужики. Племенная верхушка состояла из князей, власть которых была наследственной. Князья держали в качестве рабов пленных, захваченных во время набегов. Жестокой эксплуатации подвергались киштымы-данники, за счет которых обогащалась кыргызская верхушка. Кыргызские князья враждебно встретили появление русских людей на Енисее и совершали набеги на мирное русское население.
Имеющиеся данные свидетельствуют, что по религии кыргызы были шаманистами. У них отмечен обычай — при принесении клятвы рассекать собаку и проходить через нее. Был развит обряд трупосожжения, как и у их далеких предков.
Упомянутые выше кыргызские киштымы, большинство которых является ближайшими историческими предками современных хакасов, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Качинцы, как свидетельствуют их предания, в некоторой своей части были потомками тюркоязычных татар, пришедших под Красноярск с Тобола и Иртыша после освобождения их из-под ига Кучума. Они были скотоводами-кочевниками, которые занимались понемногу и земледелием, сея ячмень и дикую гречиху (курлак). Большую роль в их хозяйстве играли охота на пушного таежного зверя и заготовка корней сараны. Они жили сначала преимущественно по р. Качи, по соседству и вперемежку с аринцами. Аринцы расселялись по Енисею ниже р. Качи, затем в верховьях Кети, рекам Ускату и Бузиму. Это были скотоводы-«конники», в жизни которых большое значение имели охота на пушного зверя и примитивное земледелие с мелкими посевами ячменя и гречихи. Кызыльцы и ачины, к и некоторые другие мелкие группы бассейна Чулыма, занимались скотоводством, земледелием и охотой на пушного зверя. По преданиям, сохранившимся у кызыльцев, они пришли на Чулым с рек Ишима и Тобола после падения Сибирского ханства, где они находились под властью Кучума. Скотоводческая группа тюркоязычных сагайцев кочевала в верховьях Июса и Томи. Котты и асаны говорили на языке, родственном языку современных кетов. Это были типичные таежные охотники. Котты жили в бассейне р. Кана, а асаны — в близком с ними соседстве по р. Усолке, впадающей в р. Тасееву. По р. Мане обитали самодийскоязычные камасинцы, основным занятием которых была охота. Они разводили для верховой езды оленей, при помощи которых передвигались по горной тайге в поисках зверя. По религии все эти группы были шаманистами.
Енисейские кыргызы оставались на своих местах только до начала XVIII в. С этого времени большая их часть была насильственно переселена в Джунгарию (в долину р. Или) по приказу джунгарского хана Цэван-Рабтана, считавшего их своими данниками.