В мае 2022 года исполнилась 1 100 лет со дня принятия ислама в Волжской Булгарии (современная территория Среднего Поволжья). Но исламизация региона началась задолго до этой даты. Процесс неразрывно связан с образованием Волжской Булгарии как независимого государства.
Булгарский Эльтебер (титул вассального древнетюркского правителя) Алмуш, утвердив ислам на своей территории, смог получить поддержку влиятельного Багдада, объединить территории и создать экономически сильное государство.
Народы Волжской Булгарии
На тот момент Волжская Булгария состояла из самостоятельных этнополитических территорий, населенных потомками балто-славянских, тюрко- и финно-угроязычных племен. Основу населения составляли тюрко-язычные племена.
В Багдаде Алмуша называли «Царем славян». По мнению востоковеда Авраама Гаркави, так определяли себя сами булгары, говоря, что они «народ, смешанный из турок и славян».
Верования и боги в Волжской Булгарии до принятия ислама
До принятия ислама булгары верили в Тенгри (тенгрианство), в обожествленное небо, пару которому составляла Йер-Су (земля и вода). В дальнейшем они трансформировались в мужское и женское начала – Тенгри (создатель всего, бог неба) и Умай (богиня земли). В дополнение к ним шли владыка подземного мира Эрлик, Ут-Ан (огонь), Кояш (солнце) и другие.
Одновременно с верой в Тенгри среди волжских булгар сохранялись элементы тотемизма, шаманизма, поклонение силам стихии (ветру, солнцу), поклонение душам умерших предков.
Как Волжская Булгария приняла ислам
К 922 году, по свидетельству арабского географа Умара ибн Русте, большая часть булгарского населения уже исповедовала ислам. Это было связано с тем, что жители Булгарии имели тесные контакты с хорезмийскими купцами-мусульманами.
Для официального принятия новой религии и проведения церемонии в ставку булгарского эльтебера Алмуша прибыли послы от багдадского халифа аль-Муктадира. Среди послов был секретарь посольства Ахмад ибн-Фадлан, благодаря запискам которого известны подробности пышных торжеств: делегация состояла из 3 000 лошадей и верблюдов и 5 000 человек.
К тому моменту Алмуш тяготился необходимостью платить пошлины Хазарскому каганату, которые часто были похожи на обычный грабеж. Хазария контролировала все торговые пути из Восточной Европы. Как пишет российский историк Игорь Гагин, последней каплей терпения стали притязания кагана на дочерей своего вассала Алмуша. Волжская Булгария обратилась за помощью к главе Арабского халифата Муктадиру.
После церемонии принятия ислама Алмуш стал булгарским эмиром Джафаром-ибн-Абдаллахом и получил титул повелителя правоверных, что ставило его на один уровень с его недругом, владыкой Хазарского каганата.
Тенгри и Аллах
Значительная часть Волжской Булгарии, даже приняв новую религию, не сразу избавилась от «старых» богов. Очень постепенно тенгрианство перешло в область суеверия и легенд. Ислам завоевал прочные позиции среди жителей.
Тем не менее, вера в Тенгри, как создателя всего сущего, привела к тому, что в последующем у тюркских народов слова «Тенгри» и «Аллах» стали синонимами.
Особенности распространения и значение принятия ислама на Поволжье
Алмуш, приняв ислам и получив протекторат Арабского халифата, продолжал придерживаться обрядов ханифитов (суннизм), которые терпимее, чем Аравия и Багдад, относились к инакомыслящим и местным обычаям. Предлогом для сохранения старых обрядов стало то, что Алмуш не получил от Багдада обещанные деньги на строительство крепости, которая бы защищала Булгарию от набегов хазар. Поэтому он одновременно принял титул повелителя правоверных от Багдада и сохранил ханифитское право, что позволило ему не нарушить связи со странами Средней Азии.
Освободиться от влияния Каганата он так и не смог. Но Волжская Булгария после официального утверждения ислама получила влиятельных союзников. Кроме того, исламизация и, как следствие, принятие доктрины «Защитников стены Искандера», которая может оградить цивилизованный мир от вражеских народов, способствовала росту самосознания булгар, приравнивая их к древним царским народам и одновременно возводя к наследникам империи Александра. Это определило направление дальнейшего развития булгар и их место на политической карте.
***
Принятие ислама в Волжской Булгарии происходило на протяжении нескольких десятилетий, но отправной точкой стал 922 год, когда религия получила официальное признание на территории государства. Таким образом, Волжская Булгария была признана как одно из государств исламского мира, что повлияло на ее экономическое и культурное развитие. Ключевую роль сыграл правитель Алмуш, который смог собрать разрозненные племена в единое целое, используя религию в качестве скрепляющего компонента. В таком виде Волжская Булгария просуществовала до 13 века, когда перестала быть независимым государством и стала частью монгольского улуса.