lang="ru-RU"> ПЕТАХИЯ РЕГЕНСБУРГСКИЙ - Русь Изначальная
Site icon Русь Изначальная

ПЕТАХИЯ РЕГЕНСБУРГСКИЙ

ПЕТАХИЯ РЕГЕНСБУРГСКИЙ

  Еврейский путешественник XII в., раби Петахия из Регенсбурга, совершил путешествие через Восточную Европу на Ближний Восток, возможно, побужденный рассказами своего предшественника и современника Вениамина Тудельского. Путешествие по региону Средиземноморья считалось кругосветным (сивув га-олам). Полагают, что Петахия выехал из Регенсбурга после смерти Вениамина (1173 г.). Он добрался до Иерусалима до взятия города Саладином в 1187 г. Рассказ о путешествии Петахии записан с его слов р. Иудой Хасидом, затем сокращен. Сочинение р. Петахии было издано в Праге в 1595 г. и неоднократно переиздавалось. Еврейский текст с русским переводом и комментарием был издан П.В. Марголиным в 1881 г. (перевод и комментарии в новой редакции были переизданы издательством «Гешарим» в 2004 г.).

  Издания и переводы: Три еврейские путешественники XI и XII ст. (Эльдад Данит, р. Вениамин Тудельский, р. Петахий) / Пер. и примеч. П.В. Марголина. СПб., 1881; Три еврейских путешественника. М.; Иерусалим, 2004.

  Литература: Райт 1988; Вихнович 1996.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

  Вот рассказ раби Петахии, сына Ионы, о его странствии по разным странам света:

  Сначала он вышел из Регенсбурга, своей родины, пошел оттуда в Прагу, главный город Богемии; из Праги отправился в Польшу; из Польши в Киев, что в Руси; оттуда шел он шесть дней до реки Днепра, а переправившись через реку, начал странствовать по земле кедаров1.

  У обитателей этой земли нет судов, но они сшивают вместе по десяти лошадиных растянутых шкур, обшивают их кругом по краям одним ремнем, садятся на эти шкуры с телегами и кладью; затем привязывают концы шкур ремнями к хвостам лошадей, которых пускают вплавь, и таким способом переправляются через реку. Хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо, сваренные в молоке, а также молоко и сыр. Что касается мяса, то куски его кедары кладут под седло лошади, гоняют ее до пота, и когда мясо согреется, они его так и едят.

  В этой земле не ходят иначе, как с провожатым. Вот каким образом каждый из сынов Кедара связывает себя клятвою со своим спутником. Он втыкает иголку в свой палец и дает тому, кто должен с ним идти, высосать выступившую кровь, и с той минуты он становится как бы его плотью и кровью. Есть у них еще и другой род клятвы: наполняют медный или железный сосуд, в форме человеческого лица, и пьют из него оба, странник и провожатый; после чего провожатый никогда не изменит своему спутнику. У них нет царя, но только князья и благородные фамилии.

  Р. Петахия всю землю кедарскую во всю ширину ее прошел в шестнадцать дней. Кедары живут в шатрах: у них красивые, дальнозоркие глаза, потому что они не едят соли и кочуют на полях, поросших благоуханными травами. Они отличные стрелки, убивают птицу на лету; видят и распознают предметы на расстоянии более чем одного дня пути.

  Земля их негориста и вся состоит из равнин. На пространстве одного дня ходьбы в стране кедарской тянется рукав морской, отделяющий страну эту от земли хазар2. Там существует обычай, что женщины день и ночь оплакивают с причитаниями своих умерших отцов и матерей, и это продолжается у них до тех пор, пока не умрет кто-нибудь из сыновей или дочерей или один из родни; тогда остальные члены семейства начинают оплакивать своих умерших братьев или сестер. Матери учат плачевным песням своих дочерей, и они принимаются по ночам стонать и причитать, а собаки вторят им своим лаем.

  Р. Петахия прошел землю хазарскую в восемь дней. В конце этой земли семнадцать рек соединяются в одну, и в этом пункте собираются все желающие пуститься в морское путешествие3. Там с одной стороны есть море, которое издает большое зловоние, а с другой море чистое, без запаха4, и расстояние между тем и другим около одного дня ходьбы. Кто переезжает вонючее море, тот непременно умирает; из едущих же по другому морю, если ветер дует со стороны вонючего моря, также многие погибают. Поэтому последнее море переезжают тогда только, когда ветер дует в противоположную сторону.

  Из Хазарии р. Петахия переправился в землю Фогарма5. Здесь и далее жители исповедуют веру Магомета. Из Фогармы он вступил в землю араратскую6 и в восемь дней дошел до Низибина, оставив справа высокие горы Арарата.

  Настоящих евреев нет в земле кедаров, а живут там только миним7. Когда р. Петахия спросил их, почему они не веруют словам и преданиям мудрецов, они отвечали: «Потому что этому предки нас не учили». Накануне субботы они нарезают весь хлеб, который едят в субботу, едят его впотьмах и сидят весь день на одном месте. Молитва их в этот день состоит только из чтения псалмов, и когда раби Петахия прочел им наши молитвы и молитву после еды, установленные Талмудом, то это им очень понравилось; причем они сказали, что отроду не слыхали и не знают, что такое Талмуд.

(Перевод П.В. Марголина по: Еврейские путешественники 2004. С. 263-318)

  


КОММЕНТАРИИ

1 Вероятна ошибка переписчика, отделившего Киев от Днепра: речь идет о путешествии в половецкую землю. Кедар — традиционное библейское обозначение кочевников. Следует описание кочевников половецкой степи (см.: Вихнович 1996).

2 В географии XII в. Хазария традиционно помещалась в степях между Доном и Волгой, простиравшихся до Каспийского моря (см. данные ал-Идриси: Коновалова 2006а. С. 108, 120, 133-134); тогда заливом — "рукавом морским", отделявшим землю хазар от кедарской, следует считать Таганрогский залив Азовского моря и устье р. Дона. Хазарией мог именоваться по традиции и Крым, тогда заливом оказывался Каркинитский залив Черного моря.

3 П.В. Марголин замечает, что здесь Петахия может иметь в виду р. Дон, который, приняв в себя несколько небольших рек, впадает в Азовское море, либо р. Кубань, которая также образуется из нескольких потоков, стекающих с Кавказских гор, и впадает в Черное море, куда Петахия попал, пройдя за восемь дней Крым (землю хазарскую) и переправившись через Керченский пролив.

4 По П.В. Марголину — Сиваш, или Гнилое море, залив (или, точнее, система мелких заливов) Азовского моря, на западной его стороне. Здесь летом болотистые испарения считаются причиной т.н. крымской лихорадки. Чистое море — собственно Азовское море, упоминаемое Петахией расстояние между ними (около одного дня ходьбы) — разделяющая Сиваш и Азовское море узкая песчаная коса, Арабатская стрелка.

5 Земля Фогарма (Тогарма) должна соответствовать Закавказью, жители которого считались в библейской традиции потомками Тогармы, сына Гомера, сына Иафета (Быт. X, 3). Неясно, имел ли Петахия в виду грузин и армян — христиан Закавказья или тюрков, принявших ислам.

6 Армения.

7 "Еретики", не следовавшие традициям раввинистического (талмудического) иудаизма. Обычаи миним в стране кедар ассоциируются у комментаторов с обычаями караимов, иудейской секты, не признающей Талмуда. Но караимы были хорошо известны еврейской традиции под своим именем (в том числе Вениамину Тудельскому); возможно, речь идет об остатках хазарско-иудейских общин, терявших связь с раввинистическими общинами после гибели Хазарии. Характерно, что Петахия, как и Вениамин, не упоминает о существовании иудейской общины в Киеве.

ПЕТАХИЯ РЕГЕНСБУРГСКИЙ

 

Exit mobile version