ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
Ранней Византии история культуры обязана одним историографическим жанром, который определил и то новое качество, каковым характеризовался весь период становления государства и его культуры. Более того, этот жанр фактически и просуществовал в рамках указанного периода, возрождаясь в дальнейшем в виде спорадических реплик. Речь идет о церковной истории.
Создателем этого вида исторической прозы стал современник становления христианства как официальной государственной религии и укрепления Церкви Евсевий Кесарийский (260-е-339). Родившись в Палестине и получив образование в таких центрах ближневосточной культуры, как Иерусалим и Антиохия, он в период диоклетиановских гонений на христиан испытал и тюрьму (вместе со своим наставником Памфилом), и изгнание, спасаясь в Сирии, Финикии и Египте. Впечатления от этих мятежных и трагических испытаний Евсевий отразил в «Истории палестинских мучеников», важнейшее место в которой уделено рассказу о мучительной казни (в 309 г.) учителя.
Уже будучи епископом Кесарии Понтийской, Евсевий вскоре оказался свидетелем торжества христианства при императоре Константине I, приближенным которого он становится, участвуя в государственных торжествах, принимая активное участие в I Вселенском Соборе в Никее (325 г.), обмениваясь письмами с первым христианским монархом.
В новых исторических условиях им создается монументальный историко-апологетический труд — «Церковная история», прослеживающая историю христианства от его зарождения, создания апостольской Церкви до времени накануне I Вселенского Собора. Торжество веры, преодолевшей гонения языческих императоров и толпы, и формирование образа христианского императора Константина Великого, в котором «Бог явил подобие («икону») единодержавной Своей власти», — тематика как историографического сочинения Евсевия, так и его же «Жития Константина», «Похвалы Константину», примыкающих по смыслу к «Церковной истории». Библейская история человечества и Церкви воссоздается церковным историком в его «Хронике».
Евсевий формирует новый тип историзма. В его основе — провиденциалистская концепция эволюции мироздания, подчиненной Божественному Промыслу и осуществляющей путь от рождения Христа к его новому пришествию в будущем. В этом, по Евсевию, состоит смысл утверждения абсолютного господства Бога-Логоса на земле.
Параллельно с историко-философским аспектом сочинений прослеживается и собственно историко-церковный — от трагических эпизодов страстей, мук и гибели первых христиан через утверждение власти господствующей Церкви в борьбе с ересями к воплощению христианского государства. В этой связи образ римской государственности претерпевает изменения — от резко негативного в период языческих правителей-гонителей веры к апологии новой империи. В этой же связи создается и концепция избранного «Божьего народа» — христиан.
Новая антитеза в концепции мироздания, делящая мир на христиан и неверных (или отступников), как бы претендует на замену традиционного античного деления людей на эллинов и римлян, с одной стороны, и «варваров» — с другой. Христианская «ойкуменическая» диаспора церковной литературы разрывает полисную ограниченность и римскую исключительность античной исторической прозы.
Уже у Евсевия формируется и образ христианского антимира, воплощенного в образе сатаны. Однако власть его представляется историку торжества Церкви ограниченной, уступающей вселенскому благу.
Претерпевает эволюцию и представление об историческом времени. На смену циклизму античного временного восприятия приходит телеологическое осмысление движения, когда прошлое оценивается в перспективе будущего Суда. Эсхатологизм Евсевия своеобразно контаминирует эллинскую и иудейскую концепцию времени, формируя новый принцип ориентации. На космогонических представлениях историка сказывалось несомненное влияние не только Библии, Платона и неоплатоников, но и Филона, Пифагора и особенно Оригена.
В соответствии с основной христианской идеей рождение Христа символизирует у Евсевия обновление человечества, протекающее одновременно с утверждением веры и Церкви. Вместе с тем, ближневосточные влияния на теологию Евсевия сказываются в его арианских пристрастиях, в умеренной ортодоксальности.
Смысл исторических сочинений Евсевия сам автор определил как повествование, отличное от нравственно-поучительной дидактики. Поэтому важное место в «Церковной истории» уделено цитированию соборных постановлений, императорских указов, речей, судебных решений. Однако факты политической, гражданской истории служат лишь дополнительным, оттеняющим моментом в изложении движения истории священной.
Творения Евсевия имели счастливую судьбу в мировой литературе — их читали, переписывали и переводили, на них ссылались, их использовали и продолжали.
Евсевий сообщает о проповеди ап. Андрея в Скифии, о покорении Константином «всей Скифии», о «скифской» опасности для ромеев, о взаимоотношениях с «варварами», об участии в 1 Вселенском Соборе в Никее (325 г.) епископов скифского и понтийского, о покорении «скифов» и «сарматов», т.е. народов Причерноморья, и принятии их на службу Византии; об иноземных посольствах к императору, о верованиях и обычаях «варваров» (в том числе «скифов») и др.
Издания: Eusebius Werke / Hrsg. v. I. A. Heikel. Leipzig, 1902. Bd. 1; PG 20. Col. 45-906.
Переводы: Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006; Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина / Под ред. В.В. Серповой, А.А. Калинина. М., 1988 (фамилии переводчиков в изданиях не указаны).
Литература: Розанов 1880; Лебедев 1903; Dempf 1925; Lawlor, Oulton 1928. Vol. 1-2; Berkhof 1947; Wallace-Hadrill 1960; Farina 1966; Аверинцев 1975. С. 266-285; Брагинская 1975. С. 286-306; Chesnut 1977; 3araes 1981; Winkelmann 1991; Кривушин 1998; Ващева 2006.
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
(Перевод по изд. 2006 г. С. 95)
О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА
I. 8. О том, что он покорил почти всю Ойкумену
Напротив, наш василевс только начал управлять в тех летах, в которых Македонский11 умер, и жил вдвое больше последнего, а период его царствования протекал в три раза долее него12. Укрепив войско кроткими и мудрыми уставами богопочтения, он ходил войной на британцев и людей, живущих к западу среди океана, равно как покорил всю Скифию, лежащую к самому северу и разделенную на множество разных варварских народов13, потом распространил свою империю до отдаленнейшего юга, до Блеммии14 и Эфиопии и не чуждым себе приобретением почитал также Восток. Разливая светлые лучи благочестия до концов всей Ойкумены, до последних пределов Индии и кругом на жителей целой земли, он держал под своей властью всех местных правителей, народных вождей и сатрапов над варварскими племенами, которые охотно, с любовью и радостью посылали ему свои дары и считали высокой честью пользоваться его знакомством и дружбой, так что для воздаяния ему почестей выставляли у себя живописные его изображения, воздвигали статуи и Константина знали и провозглашали как единственного над всеми автократора. До таких-то пределов царским его словом с совершенной свободой звучало благовесте о чтимом им Боге.
III. 7. О вселенском Соборе, на который собрались епископы из всех народов15
Итак, первенствующие служители Божьи из всех Церквей, наполнявших Европу, Ливию и Азию, собрались в одно место. Один молитвенный дом, как будто распространенный самим Богом, вмещал в себе сирийцев и килшсийцев, финикийцев и аравийцев, жителей Палестины и египтян, фиванцев16, ливийцев17 и прибывших из Месопотамии18. Присутствовал на Соборе даже епископ персидский19, не был отвергнут им и епископ скифский20. Понт21 и Галатия22, Памфилия23 и Каппадокия24, Азия25 и Фригия26 представили также избранных. Встретились здесь даже фракийцы27 и македоняне28, ахейцы, эпирцы и жители стран еще дальнейших. Вместе с прочими заседал на Соборе и знаменитейший епископ самой Испании29. Не был на нем по причине своей старости только предстоятель царственного города30, а потому вместо него присутствовали исполнявшие его должность пресвитеры31. Такой-то, связанный узами мира венок, представляющий в наше время образ лика апостольского, принесен единственным от века василевсом Константином Христу Спасителю как богоприличный дар за победу над врагами и мятежниками.
Золотой Константин I. Первая треть IV в.
IV. 5. Покорение скифов, побежденных знаком Креста Спасителя нашего32
Нужно ли даже и мимоходом говорить о том, как покорил он римскому владычеству племена варварские, как он первый возложил иго власти на скифов и савроматов, не привыкших к рабству, и заставил их против воли признать римлян своими господами. Прежние архонты платили скифам дань, римляне служили варварам ежегодными взносами. Для василевса такое состояние государства было нестерпимо, победителю казалось унизительным платить то же, что платили его предшественники. Поэтому, с твердой надеждой на своего Спасителя подняв победный трофей и устремившись против них, он в короткое время покорил всех, именно: одних, которые возмутились, усмирил вооруженной рукой, других сделал кроткими посредством благоразумных посольств, вообще не знавшую законов и зверскую жизнь их переменил на жизнь разумную и законную. Вследствие сего скифы начали служить римлянам.
IV. 6. Покорение савроматов, по случаю восстания рабов
Савроматов33 же сам Бог привел к ногам Константина, смирив хвастливость варварского их высокомерия так: когда восстали против них скифы, то, для отражения врагов, господа вооружили своих слуг. Одержав победу над скифами, рабы обратили оружие против своих повелителей и выгнали всех их из жилищ. Тогда савроматы ни в ком больше не находили себе спасения, как в одном Константине. По привычке спасать людей, он принял всех их в пределы римской земли и способных носить оружие присоединил к своим войскам, а другим для пропитания отвел земли, которые они должны были обрабатывать. Эти новые подданные сами сознавались, что несчастье послужило им во благо, ибо теперь наслаждались они римской свободой вместо варварской, дикой жизни. Так-то Бог подчинил ему различные племена варваров.
(Перевод по изд 1998 г.: С. 31-32; 104-105; 143-144)
ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА СЛОВО К СОБРАНИЮ СВЯТЫХ
Спрашиваю тебя, Деций34, издевавшийся некогда над страданиями праведников, ненавидевший Церковь, подвергавший наказанию живущих свято, — спрашиваю, что ты теперь делаешь после своей жизни? В каких и сколь бедственных находишься обстоятельствах? Судьбу твою указывало уже и время, протекшее между жизнью и смертью, когда со всем своим войском пораженный на полях скифских35 ты подверг осмеянию готов славное могущество римлян.
(Перевод по изд 1998 г. С. 211-212)
ЕВСЕВИЯ ПАМФИЛА СЛОВО ВАСИЛЕВСУ КОНСТАНТИНУ ПО СЛУЧАЮ ТРИДЦАТИЛЕТИЯ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ
13. …Сверх того история свидетельствует, что все вообще эллины перед выступлением в поход приносили в жертву людей, то же делали фракийцы и скифы36, а афиняне упоминают о принесенных в жертву дочерях Леоса и Эрехтея…
(Перевод по изд. 1998 г. С. 252)
КОММЕНТАРИИ
1 Один из двенадцати апостолов, называемый "дидимом" ("близнецом") По преданию проповедовал в Восточной Индии где и претерпел мученичество.
2 Область в Малой Азии, находившаяся на востоке Мидийских пределов, между Персидским заливом и р. Тигром Парфяне принадлежали к иранскому этносу, а не скифскому, как иногда указывается.
3 Св. ап. Андрей Первозванный. Один из двенадцати апостолов, сын Ионы, брат Симона Петра, уроженец г. Вифсаиды в Галилее Проповедовал в "Скифии" в местах, идентифицированных позже с местоположением Киева. Мученическую смерть (по позднейшему преданию, казнь на скошенном кресте) принял в г. Патры в Ахайе (Греция).
4 Восточноевропейское пространство к северу от Черного моря, ограниченное с востока Каспийским морем. Скифами ранневизантийские авторы называли племена, жившие в Причерноморье на Дону, Днепре и Дунае. Идентифицировались византийской традицией с кочевниками Восточной Европы отчасти с русскими ("тавроскифы").
5 Иоанн — апостол и евангелист, один из двенадцати учеников Иисуса Христа.
6 Или Азия — часть света. Часто в текстах так именуется п-ов Малая Азия, а еще в более узком смысле — область с центром в г. Эфесе.
7 Апостол, один из двенадцати.
8 Апостол, первоначально носил иудейское имя Савл.
9 Обширная область в Юго-Восточной Европе вдоль восточного побережья Адриатического моря, от Эпира на севере и от Македонии и Мезии на западе.
10 Римский император (54-68), ставший в истории символом деспотического произвола.
11 Александр Македонский (356 до Р.X. - 323 до Р.X.), царь с 336 г.
12 Константин I Великий (ок 272-337), римским (византииский) император с 306 г., самодержец ("автократор") — с 314 (или 316) г.
13 Имеется в виду территория распространения готов двигавшихся с востока через Северное Причерноморье (в том числе Крым) в Центральную Европу.
14 Блеммии — кочевой народ хамитского происхождения на правом берегу Нила.
15 I Вселенскии Собор в Никее (325 г.).
16 Фивы Египетские.
17 Ливия как римская провинция делилась на Нижнюю и Верхнюю (Киренаику).
18 Иаков Нисибийский.
19 Иоанн Персидский.
20 Скорее всего, Феофан Готский.
21 Иерархами этой области на севере Малой Азии были Павел Неокесарийскии и Спиридон Тримифунтский.
22 Никасий Дижонский (из Галлии, называвшейся иногда Галатией).
23 С престолом в г. Миры Ликийские (с известным св. Николаем).
24 На Соборе были Леонтий Кесарио-Каппадокийский и Евпсихии Тианский.
25 На Соборе был Менофант Эфесский.
26 Нунехий Лаодикийский.
27 Пист Маркианопольский.
28 Александр Фессалоникийский.
29 Осий Кордовский.
30 Имеется в виду римский папа Сильвестр.
31 Пресвитеры Витон и Викентий.
32 Скорее всего, здесь под скифами Евсевий имеет в виду готов. Известно, что готы издавна получали стипендию от империи. Так Иордан сообщает об отнятии у них стипендии в правление императора Филиппа (244-249) (Getica. 89). Он же рассказывает о призвании готов в качестве федератов Константином (Getica. 111-112). Также Созомен (Церковная история. I. 8) упоминает о победе Константина над готами. Кроме того, Иордан упоминает о переселении в империю вандалов при Константине "У Константина они испросили для себя Паннонию и, устроив там селения, служили по императорским декретам в течение приблизительно 60 лет" (Getica. 115).
33 В первые века после Р.X. закрепляются в Нижнем Поднепровье, затем проникают в междуречье Южного Буга и Дуная. "Сарматы" было общим обозначением ираноязычных и др. скотоводческих племен, куда включались объединения роксолан, аланов, собственно сарматов, часть скифов, язигов и др. В IV в разгромлены гуннами.
34 Римский император Цезарь Гай Мессий Квинт Траян Деций Август (249-251), правление которого было отмечено жестокими преследованиями христиан.
35 Деций вместе с сыном — цезарем Этруском — погиб в битве с готами у Аврита в Мезии. Дексипп (Хроника. 15) свидетельствует, что готы разграбили Фракию взяли Филиппополь. О "скифских" полях говорится потому, что сражение произошло при попытке Деция отбить у готов награбленное и пленников на их территории.
36 Ср.: Геродот. IV. 62.