СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ
Сооружен в 1045-1050 гг. по повелению сына князя Ярослава Владимировича Мудрого — новгородского князя Владимира Ярославича в Новгородском Детинце (кремле) по образцу одноименного киевского собора. Новгород, претендовавший на независимость от Киева, самим фактом строительства Софийского собора стремился показать свое равенство с южной столицей.
Уже построенный, собор долгое время не расписывали. По свидетельству летописца, только в 1108 году «почали писать святую Софию«. Позднее первоначальную постройку много раз надстраивали и переделывали.
Софийский собор в Новгороде по размерам и отделке был гораздо скромнее Софии Киевской, по образцу которой он был построен. Ныне от древней фресковой росписи на стенах новгородского собора сохранились лишь небольшие фрагменты.
Софийский собор отличается простотой форм и строгостью внешнего убранства, подчеркивающих его монументальную мощь. Принадлежит к типу пятинефных, пятиглавых крестово-купольных храмов. С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Собор построен в основном из огромных камней с незначительным использованием кирпича. Первоначалыю стены собора не имели штукатурки, что придавало ему особую северную суровость.
В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, было утрачено поясное изображение Христа Вседержителя, украшавшее главный купол храма. С этим изображением связана легенда. По преданию, расписывавшие собор художники хотели изобразить правую руку Иисуса Христа благословляющей, но на другой день, после того, как она была написана, пальцы руки оказались сжатыми. После трех безрезультатных попыток восстановить прежний вид руки мастера, по легенде, услышали небесный глас, повелевающий оставить десницу Спасителя сжатой, ибо она держит в себе судьбу Новгорода, и когда она раскроется, городу наступит конец. На нижних частях стен новгородского собора сохранились многочисленные надписи, процарапанные в разное время посетителями храма. Большинство надписей относится к XI-XIII векам.
Археологическими раскопками последних лет в храме были открыты фрагменты фресковой росписи 1144 года.
Голосник Софийского собора в Новгороде
Чтобы облегчить вес сводов Софийского собора в новгородские зодчие использовали так называемые голосники – горшки или кувшины, замурованные в стены горизонтально.
В таком положении голосники значительно улучшали акустику помещения, многократно усиливая звуки. Голосники вмазывались в стены хаотично и массой черных отверстий пугали неподготовленного зрителя.