РЕЛИГИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Эпоха Ярослава ознаменовалась распространением христианской религии по всем русским землям. Великий князь активно боролся с язычеством, обращая подданных в православие. Строительство монастырей, учреждение Киевской митрополии, рождение русского летописания способствовали возвышению авторитета Русской Земли в мировом сообществе государств.
В годы правления Ярослава чрезвычайно распространились книжные знания.
Великий князь Ярослав издал церковный устав, содержавший в себе подтверждение и раскрытие устава святого Владимира. В нем видим некоторые новые определения; так, к церковному суду, вместо непринятых у славян телесных наказаний и жестоких казней за вины, какие были определены в Номоканоне, применена славянская система вир или денежных штрафов за преступления и указаны случаи участия в нем князя. Совместному суду церкви и князя подсудны были: а) оскорбления, насилия и побои девицам и чужим женам, поджоги, позорное острижение головы и бороды, б) кража и убийство в пределах семьи. За первые преступления пеня шла епископу, а князь только казнил (наказывал) виновных, за вторые пеня делилась между князем и епископом «на полы».
Сам князь был набожным до суеверия. Он вырыл кости братьев Святого Владимира, умерших в язычестве, — Олега и Ярополка, крестил их и положил в церковь Св. Богородицы в Киеве.
В год смерти Ярослава Мудрого состоялось событие огромной важности. После длительного противостояния Рима и Константинополя произошел окончательный раскол христианской церкви на римско-католическую (западную) и греко-православную (восточную). Римский Папа нашел поддержку в Западной Европе — у Германии, Франции, испанских королевств, Генуи (город-республика), а Царьград — у Болгарии и Сербии, которые в то время находились под властью Византии.