СЛАВЯНЕ И ВИЗАНТИЯ В VI в.
Современники указывали, что склавины и анты происходят от одного корня, от «венедов»3, и сходны между собой: «Они (венеды), происходя из одного племени, имеют теперь три имени: т.е. венеды, анты и склавины»4, — пишет готский историк Иордан. Сопоставляя антов и склавинов, он отмечает, что анты — храбрейшие из обоих племен. Единство склавинов и антов отмечает и другой писатель VI в. — Прокопий Кесарийский. Император Византии Маврикий (582—602 гг.), с именем которого связывают специальное стратегическое руководство о способах ведения войны со славянами, тоже объединяет эти два крыла наступавших на империю славянских дружин: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране»5.
Все эти авторы писали в то время, когда славянские переселенцы вплотную приблизились к границам Византии и заняли на сотни километров все левобережье Дуная. Поселения славян и антов (восточных славян) представляли собой к началу VI в. как бы огромный лагерь, раскинувшийся вдоль всего северного пограничья Византии. Только полноводный Дунай разделял два разных мира — мир рабовладельческой Византии и мир славянских колонистов, пришедших сюда искать счастья и новых земель. Из своих пограничных крепостей византийцы наблюдали жизнь и быт своих новых соседей на другом берегу Дуная.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями и днем и ночью, изобретая много(разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношения всех людей»6.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве(демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы»7.
Эти ценнейшие свидетельства очень живо рисуют нам картину пестрого разноплеменного лагеря славян-переселенцев в VI в. Славянские дружины приходили сюда из разных концов обширной земли, то с берегов Лабы и Одры, то с Карпатских гор, то из приднепровских лесов. Выходцы из разных племен, занявшие левый берег Дуная, очевидно, действительно переходили с места на место, жили во временных жилищах и не признавали единой власти.
«Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу… Если среди них много предводителей (князей) и нет между ними согласия, не глупо некоторых из них привлечь на свою сторону речами или подарками, особенно тех, которые находятся поблизости от наших границ, а нападать на других, чтобы не все прониклись (к нам) враждой или не стали бы под власть одного вождя», — писал Маврикий8.
Византийцы зорко следили за тем, чтобы буйные дружины дунайских славян не были возглавлены одним князем; они даже не останавливались перед коварным убийством тех знатных антов, которые пользовались уважением у «бесчисленных антских племен». Так, в ставке аварского хана, очевидно не без ведома империи, был убит антский посол Мезамир. Антские князья в VI в. часто упоминаются на византийской службе то на Балканах, то на Черном море, то в Италии. Приглашение на службу отдельных славянских князей, постройка многочисленных крепостей на Дунае и специальное обучение их гарнизонов «способам ведения войны со славянами» — все это проявление заботы византийцев о безопасности своих северных границ, все это направлено на то, чтобы сдержать возраставший натиск славян.
И все оказалось напрасным: после 533 г., когда славянам удалось победить на Дунае и взять в плен одного византийского полководца, Хильбудия, «река (Дунай) навсегда стала доступной для перехода варваров по их желанию и римская область (Византия) совершенно открытой для их вторжения»9. Начиная с царствования императора Юстиниана (527—565 гг.) славянские отряды прошли всю Византию с севера на юг, от Дуная до древней Спарты; славянский флот плавал по морям, омывавшим Грецию, и даже доходил до далекого острова Крита в Средиземном море. Даже Царьград, столица Византии, подвергался нападениям.
Итогом славянских походов на Византию было, во-первых, поселение в задунайских землях огромного количества славян, положивших в дальнейшем начало Болгарскому царству, Сербскому княжеству и другим славянским государствам Балканского полуострова. Во-вторых, важным результатом этих походов было обогащение стадами, оружием и рабами тех славянских князей, которые не оставались на завоеванной территории, а возвращались с добычей в славянские земли. Недаром среди коллекций наших музеев есть много кладов золотых и серебряных вещей V—VI вв. византийской работы, найденных главным образом в зоне славянской лесостепи.
Разные восточнославянские («антские») области по-разному участвовали в войнах с Византией: колонизационные потоки направлялись на Дунай из малоразвитых районов днепровского Полесья (что сказалось на характеристике византийских писателей), а эффектные многотысячные походы отдельных князей, завершавшиеся триумфальным возвращением в свои племенные земли, очевидно, проводились дружинами наиболее передовых славянских земель вроде Киевщины или всего Среднего Приднепровья, где найдено наибольшее количество вывезенных из Византии трофеев.
КОММЕНТАРИИ
1 СКЛАВИНЫ (лат. Sclavini, Sclaveni, Sclavi; греч. Sklabinoi) - общее название всех славян, известное как у западных раннесредневековых, так и у ранневизантийских авторов. Позднее перешло на одну из групп славянских племен.
Происхождение этого этнонима остается спорным. Некоторые исследователи считают, что "склавины" - видоизмененное в византийской среде слово "словене".
В кон. V - нач. VI вв. готский историк Иордан называл склавинов и антов венетами. "Живут от города Новистуна (город на р. Сава) и озера, именуемого Мурсианским (видимо, имеется в виду оз. Балатон), до Данастра, а на север - до Висклы; вместо городов у них болота и леса". Византийский историк Прокопий Кесарийский определяет земли склавинов как расположенные "по ту сторону реки Дуная недалеко от его берега", т.е. в основном на территории бывшей римской провинции Паннония, которую "Повесть временных лет" связывает с прародиной славян.
Собственно слово "славяне" в разных формах стало известно с VI в., когда склавины вместе с племенами антов стали угрожать Византии.
2 АНТЫ (греч. Antai, Antes) - объединение славянских племен или родственный им племенной союз. В III-VII вв. населяли лесостепи между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра.
Обычно исследователи видят в названии "анты" тюркское или индоиранское обозначение союза племен славянского происхождения.
Анты упоминаются в трудах византийских и готских писателей Прокопия Кесарийского, Иордана и др. Согласно этим авторам, анты пользовались общим с другими славянскими племенами языком, у них были одинаковые обычаи и верования. Предположительно, ранее анты и склавины имели одно название.
Анты воевали с Византией, готами и аварами, вместе со склавинами и гуннами разоряли области между Адриатическим и Черным морями. Вожди антов - "архонты" - снаряжали посольства к аварам, принимали послов от византийских императоров, в частности от Юстиниана (546). В 550-562 гг. владения антов были разорены аварами. С VII в. анты не упоминаются в письменных источниках.
По мнению археолога В.В. Седова, 5 племенных союзов антов положили начало славянским племенам - хорватам, сербам, уличам, тиверцам и полянам. Археологи относят к антам племена пеньковской культуры, основными занятиями которых было пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля. Большинство поселений этой культуры славянского типа: малые полуземлянки. При погребении применялось трупосожжение. Но некоторые находки заставляют усомниться в славянской природе антов. Открыто также два больших ремесленных центра пеньковской культуры - Пастырское городище и Канцерка. Быт ремесленников этих поселений был непохож на славянский.
3 ВЕНЕДЫ, венеты - индоевропейские племена. В I в. до н.э. - I в. н.э. в Европе существовало три группы племен с таким названием: венеты на п-ве Бретань в Галлии, венеты в долине р. По (некоторые исследователи связывают с ними название города Венеция), а также венеды на юго-восточном побережье Балтийского моря. Вплоть до XVI в. современный Рижский залив называли Венедским заливом.
С VI в., по мере заселения юго-восточного побережья Балтийского моря славянскими племенами, венеды ассимилировались с новыми поселенцами. Но с тех пор и самих славян стали иногда называть венедами или вендами. Автор VI в. Иордан считал, что славяне раньше назывались "венедами", "вендами", "виндами". Многие германские источники называют "венедами" прибалтийских и полабских славян. Термин "вeнды" оставался самоназванием части прибалтийских славян вплоть до XVIII в.
4 Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — БДИ, 1941, № 1, стр. 232.
5 Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — БДИ, 1941, № 1, стр. 263.
6 Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — БДИ, 1941, № 1, стр. 253.
7 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950, стр. 297.
8 Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — БДИ, 1941, № 1, стр. 254-255.
9 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950, стр. 295.